Иван Кудинов

Во второй день зимы Верховная рада утвердила новый состав правительства. За кандидатуры, поданные на рассмотрение премьером Арсением Яценюком, народные избранники голосовали пакетно. Хотя некоторые представители коалиции выступали за голосование по каждой кандидатуре отдельно. От новоизбранного правительства ожидают изменений, способных реанимировать ситуацию в стране. Справится ли команда «технократов», как уже успели окрестить состав нового Кабмина, с вызовами, перед которыми стоит Украина?

Первым на баррикады
После первого заседания Кабмина 3 декабря к журналистам на брифинг отправили именно Владимира Демчишина. В ходе его дебютной пресс-конференции в основном обсуждались вопросы газового характера, а также авария на Запорожской АЭС. Впрочем, по результатам встречи сложно судить о планах министерства, особенно в сфере нефтянки.
Можно было бы порадоваться, что Демчишин прошел боевое крещение прессой, если бы не ответ НефтеРынку на простой вопрос о высоких ценах на бензин и дешевеющей нефти. Министр ответил коротко и емко: «Цены рыночные». После чего добавил, что не занимается тарифами на бензин. Нам искренне хочется, чтобы состояние рынка нефтепродуктов занимало хоть небольшую часть времени в рабочем графике нового руководителя Минэнергоугля.
Между тем новоиспеченный руководитель ведомства сообщил, что уже формирует свою команду. «У меня есть 8 кандидатур», — сказал он, не уточнив, кто эти люди и на какие посты будут поставлены. В СМИ уже появились новости о возможном назначении заместителем министра одного из бывших начальников отдела природного газа группы компаний ВЕТЭК Виталия Демьянюка. По имеющейся информации, он может сменить на посту Игоря Диденко. Хотя сам Виталий Демьянюк отрицает связь с Сергеем Курченко. «Мои контакты с группой ВЕТЭК, именно с группой, длились три недели, носили безвозмездный характер, касались организации реверса газа и ограничились регистрацией компании. После чего представители группы мне сказали, что реверсом они заниматься не будут по настоянию российских партнеров», — заверил он «Украинскую правду».
Впрочем, рано списывать и самого Игоря Диденко. По информации НефтеРынка, 4 декабря министр Демчишин отправил старого зама на совещание к премьеру Яценюку, доверив ему представлять Минэнергоугля. Кроме того, вряд ли «Приват» допустит потерю сильной фигуры для лоббирования интересов группы. Также, наши источники утверждают, что «приватовские» менеджеры могут поспособствовать появлению новой записи в трудовой книжке Игоря Кирюшина — «руководитель аппарата министерства», которого всего пять лет назад с боем скинули с кресла руководителя «Укртранснафты».
Природные лица
На должность министра экологии и природных ресурсов Рада назначила Игоря Шевченко из «Батькивщины». В политику он пришел из бизнеса и юриспруденции. Игорь Шевченко стоял у истоков юрфирмы «Шевченко, Дидковский и партнеры» (сейчас «Астерс»), которая не против консультировать богатый нефтегазовый сектор. Новый «эколог» имеет украинское и американское юридическое образование.

Напомним, ранее министерство экологии возглавлял Андрей Мохник, прошедший по квоте «Свободы». Будет интересно следить за грядущими перемещениями в Госгеонедрах, ведь сегодняшний глава службы Дмитрий Кащук и его заместитель Максим Карпин также являются креатурами «Свободы». Как известно, Госгеонедр подчиняется Минприроды.
НефтеРынок также намерен пристально следить за работой одного из «иностранных специалистов» — Наталии Яресько, которая заняла пост министра финансов. Отметим, что предыдущий состава Минфина был не особо благосклонен к нефтегазовой отрасли, на пару с премьером Яценюком пожаловав частной добыче вместо зеленого света повышенные налоги.


Не чужда нефтянка и министру регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Геннадию Зубко. В 2001 году он был руководителем Лисичанского линейно-производственного управления ЛИНОСа (старое название Лисичанского НПЗ, теперь ЛИНИК).


Комитетчики и лоббисты
Важным пунктом в становлении нынешней власти стала тема распределения комитетов в Раде. Комитет по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности в который раз возглавил Николай Мартыненко (теперь «Народный фронт»), а комитет по вопросам налоговой и таможенной политики может получить Роман Насиров (БПП), содиректор компании «Ренессанс Капитал».

Следует отметить, что в скором времени Кабинет министров и подконтрольные ему службы и управления ждет волна новых назначений. Как они отразятся на ТЭК, покажет время. Немаловажным фактом для нефтянки является деятельность Кабмина в налоговой и акцизной сферах. Заметим, именно Арсений Яценюк лоббировал законопроекты о налоговой и бюджетной реформах, за которые Рада отказалась голосовать в сентябре 2014 года. Напомним, в обмен на отмену экологического налога Кабмин ратовал за повышение на €2–8/т акциза на нефтепродукты. Кроме того, в проекте закона содержались довольно противоречивые нормы о введении акцизного налога на реализацию через розничную торговую сеть алкогольных напитков, табачных изделий и топлива. Ставка налога в размере не более 5% от объема реализации отдавалась на усмотрение местным властям.
Более того, по инициативе правительства предусматривалось расширение базы налогообложения за счет налога на коммерческую (нежилую) недвижимость (склады, гостиницы, рестораны и бары, магазины, СТО, столовые и т. д.), а также предоставление права местным органам власти устанавливать ставки налога для указанных объектов в размере до 2% минимальной зарплаты за 1 м2 площади объекта налогообложения. Под ударом могли оказаться автозаправочные комплексы с их инфраструктурой. Остается загадкой, вернутся ли нардепы к рассмотрению данных норм в 2015 году. Главное, чтобы новый Кабмин не утратил технократическую направленность действий, которая бы учитывала интересы нефтегазового сектора.