«Утром мажу бутерброд, сразу мысль: а как народ?»
Отрывок из сказки Леонида Филатова
«Про Федота-стрельца, удалого молодца»
Трейдеры расказывали о выросших затратах на АЗС
Первая за год работы встреча министра с основными нефтетрейдерами, производителями и поставщиками топлива прошла в Минэнергоугля 13 января. Поводом послужила претензия премьера Яценюка, возмущенного дорогим бензином на украинских АЗС на фоне стремительного падения цен на нефть в мире. «Уже сегодня мы видим, что есть некоторая возможность снижения цен на АЗС… Здесь нет никакого административного давления: чем меньше цена нефти, тем меньше цена «на пистолете», — сказал он на заседании правительства. После чего поручил министру Владимиру Демчишину провести совместно с Антимонопольным комитетом встречу с операторами рынка нефтепродуктов по вопросу ценообразования. «АМКУ отдельно выдать поручение, которое, к сожалению, не выполняется в течение последних двух месяцев: вместе с операторами рынка наработать формулу ценообразования на нефтепродукты в зависимости от цены нефти на мировом рынке… Это должна быть прозрачная формула и публичный подход», — добавил премьер.
Риторика профильного министра была более мягкой, зато подкрепленной аргументами. «Я призываю вас отреагировать на призывы Кабмина об адекватности цен на стеле: за последние полгода стоимость нефти упала на 50% — с $60 до $30/барр. При этом валюта за тот же период изменялась в пределах 2–2,5 грн, а украинские операторы снизили цены в среднем на гривну. Сегодня премьер Яценюк дал понять, что на украинских заправках не отображается снижение нефти. Завтра, вероятно, вам придется объяснять свои цены в АМКУ. Насколько я понимаю, у вас есть запас к снижению», — сказал он.
Участникам рынка о многом хотелось напомнить министру: и о девальвации гривны, и о выросших налогах, и о затратах на эксплуатацию АЗС. Правда, спорить с чиновником о растущих расходах на электроэнергию и зарплату было бесполезно. «Тарифы на электроэнергию не будут расти до мая. И, насколько я знаю, по отрасли зарплаты выросли не в три раза с растущим долларом, а на 13%», — парировал он. Вооруженные собственными расчетами трейдеры поспешили сообщить, что текущая маржа обусловлена несколькими ключевыми факторами. «В расчетах министерства отсутствует такая важная для нас составляющая, как инвестиции. В цене необходимо учитывать погашение кредитов на строительство АЗК, — попытался объяснить гендиректор «Вог Ритейл» Сергей Корецкий. — Кроме того, хочу отметить, что фактически все присутствующие здесь операторы предоставляют скидки. В нашей сети это 1,5–2 грн/л».
При этом топ-менеджер акцентировал внимание на проблеме рынка сжиженного газа — наличии нелегальных точек продаж. В частности, по словам владельца сети АЗС KLO Вячеслава Стешенко, в Киеве из 450 пунктов продажи СУГ порядка 200 размещены без документов и зачастую продают газ мимо кассового аппарата.
Периодически разговор на встрече сводился к азам функционирования рынка: трейдеры объясняли министру, как он работает. Впрочем, Демчишин не скрывал, что фактически не уделяет нефтепродуктам внимания. «Вы знаете, наши «горячие» вопросы — энергетика и газ», — сказал он.
Первая встреча Демчишина с операторами напомнила аналогичное мероприятие с его предшественником Юрием Проданом, который в 2014 году искренне удивился простаивающему Одесскому НПЗ. «Почему стоит Одесский НПЗ? Мы же его с Виктором Андреевичем (Ющенко. — НР) запускали?» — возмутился тогдашний министр.
Вскрывшиеся в ходе разговора с операторами проблемы рынка, очевидно, застали главу профильного ведомства врасплох. Он ранее не слышал об обновленном нардепами перед Новым годом Налоговом кодексе, в котором на бутан и его фракции по чьей-то преступной ошибке распространяется «бензиновый» акциз в размере €228/т (до 1 января 2016 года была нулевая ставка). Также для министра оказалось новостью, что уже две недели ни один трейдер, работающий с импортными поставками, не может в прежнем режиме купить валюту, и нужно срочно решать проблему с НБУ. Без особого оптимизма Демчишин выслушал заключения игроков рынка относительно инициативы ГФС вести учет всего топлива от границы до пистолета в литрах. «Я бы хотел посмотреть на таможенника, который проводит на погранпереходе замер сжиженного газа в цистерне в литрах», — обрисовал перспективу начальник реализации нефтепродуктов «Укрнафты» Андрей Кущ. По словам гендиректора «БНК-Украина» Виталия Калугина, учет в литрах на границе создаст почву для ухищрений, что не приведет к желаемому эффекту — администрации каждого литра топлива от границы до пистолета. «Необходимо переговорить с налоговиками об их готовности», — резюмировал министр.
Твердой позиции по ценам на стеле министру явно не хватало. Он анонсировал, что Кабмин подключит Антимонопольный комитет в качестве основного рупора правительства. Именно АМКУ ранее был вроде биты для операторов при перекосах на стеле. Демчишин предупредил, что встречные –50 коп на литре топлива снизят ажиотаж вокруг темы дороговизны горючего. Правда, его слова представителями операторов были перекручены, и заседание едва не закончилось скандалом.
Межведомственный пинг-понг
Экстренное заседание не принесло желаемых результатов. В итоге в ночь с 15 на 16 января в сети АЗС группы «Приват», имеющей преимущество по сырью, цена на бензин снизилась на 0,5 грн/л, на ДТ — на 1,5 грн/л. Далее последовала реакция других операторов, правда, преимущественно по дизтопливу. Как признался на заседании в АМКУ 21 января директор сети WOG Денис Кудин, в выходные большинство сетей премиум-сегмента отметили падение продаж ДТ, поэтому вынужденно ушли вниз на 1 грн.
Между тем беседа в АМКУ раскрыла интересный нюанс регулирования рынка. Встреча сотрудников комитета с операторами, которая, если исходить из заявлений Яценюка, была посвящена розничным ценам, свелась к… работе сетей «Привата» и БРСМ. На главный вопрос, соответствует ли сейчас розничная стоимость бензина А-95 в 20,99 грн/л расчетам АМКУ, глава комитета Юрий Терентьев сказал, что его ведомство больше не занимается ценами на АЗС. «Какой должна быть цена на стеле — обращайтесь к ведомству Демчишина», — сказал он, отвечая на вопрос НефтеРынка. По его словам, комитет на следующей неделе разошлет запросы операторам и будет проводить расследование по текущей ситуации на рынке нефтепродуктов. «Причесывать» формулу расчета цен Юрий Терентьев также категорически отказался.
В итоге заявления Яценюка по ценам на топливо закончились переводом стрелок с одного ведомства на другое. По данным консалтинговой компании UPECO, с 12 по 22 января средняя цена по рынку на бензины снизилась на 1,5% до 19,08 грн/л (разлет минимальных и максимальных цен — 4 грн/л), а на ДТ — на 6,8% до 15,65 грн/л. Между тем в опубликованной 14 января на сайте Минэнергоугля рекомендации по максимальным розничным ценам на вторую декаду января 2016 года значились следующие цены: А-95 — 19,67 грн/л, ДТ — 16,02 грн/л.
Слабая реакция рынка или ее отсутствие на призывы Демчишина по бензинам объяснима в основном непоколебимостью премиум-сегмента, который не стал менять ценники на октановый продукт. Вполне вероятно, что операторы не увидели встречных шагов от министра по озвученным на встрече проблемам, прежде всего по валюте. «Курс за неделю вновь несколько раз прыгал, возможность закупки валюты в привычном режиме нам так и не предоставили. Как бы повышать цены не пришлось», — говорит один из трейдеров.
С черного хода
Видимо, не увидев результатов работы профильного министерств, премьер-министр решил подойти к вопросу цен на топливо с другой стороны. В пятницу, 22 января, Арсений Яценюк поручил Государственной службе по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей (Госпродпотребслужба) и Государственной фискальной службе (ГФС) проверить качество топлива на заправках. «Срочно группу сегодня по всем основным заправкам отправить для отбора проб. Именно сегодня, потому что за завтра уже поменяют. И я прошу Государственную фискальную службу помочь органу по защите прав потребителей выяснить качество бензина всех основных операторов», — сказал он на совещании в Кабинете министров в пятницу. Согласно распоряжению премьера, пробы бензина должны быть незамедлительно взяты на заправках Киева и Киевской области, а в течение двух недель — в целом по Украине.
В итоге на правительственной «скамейке запасных» остаются спасатели и силовики, которых Яценюк еще не включал в диалог с топливным рынком. Пока большой интерес вызывает, что обнаружат в дорогих бензинах проверяющие, если и проверять по большому счету не на чем. Как признался на том же совещании Яценюк, в Украине осталась всего одна лаборатория, которая может проверить качество топлива, и она находится в распоряжении ГФС.
P.S. На момент верстки материала Министерство энергетики и угольной промышленности Украины не предоставило ответы на вопросы НефтеРынка относительно действий Владимира Демчишина навстречу рынку нефтепродуктов по проблемным вопросам.
Александр Сиренко