17 октября 2016 года Украина продлила действие санкций против российских компаний и юрлиц в связи с оккупацией Крыма и боевыми действиями в Донбассе.

Соответствующее решение было закреплено постановлением Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) от 16 сентября 2016 года и указом президента Украины №467/2016 от 17 октября 2016 года.
В опалу попало несколько новых компаний из РФ, деятельность которых влияет на отечественный рынок нефтепродуктов. Так, в перечне, опубликованном на сайте Администрации президента Украины, оказалось российское предприятие «СГ-транс», которое предоставляет услуги по железнодорожной перевозке нефтепродуктов, в частности сжиженного газа.

«СГ-транс» — российская компания-перевозчик, которая владеет парком из 17 тыс. газовых цистерн и располагает сетью из девяти филиалов по транспортировке газа и девяти ремонтно-испытательных пунктов по обслуживанию подвижного состава.

По решению украинской власти, в отношении «СГ-транс» вводится ограничение на торговые операции на территории Украины, полная приостановка транзита ресурса, полетов и перевозок по территории Украины, а также остановка всех экономических и финансовых обязательств в отношении этой компании. Срок действия санкций — один год.

Основанием для внесения компании в «черный список» является следующая формулировка: «действия, которые создают реальные угрозы национальным интересам, национальной безопасности, суверенитету и территориальной целостности Украины».

Многие трейдеры теряются в догадках, почему именно «СГ»? Источники на рынке сообщают, что, по всей вероятности, подвижной состав компании был замечен на территории самопровозглашенных ДНР/ЛНР, что и послужило причиной для ее опалы.

Цистерны нон грата
Решение отечественных властей застало рынок врасплох, поскольку в цистернах «СГ-транса» в Украину импортируется значительное количество российского сжиженного газа. Это происходит потому, что подавляющее большинство производителей в РФ имеют долгосрочные контракты с компанией «СГ» и используют ее подвижной состав. Ее услугами пользуются «Роснефть», «Сургутнефтегаз», «Сибур», «Башнефть» и «Лукойл» — основные производители СУГ, используемого в Украине.

По данным консалтинговой компании UPECO, поставки сниженного газа из России в цистернах «СГ-транса» в 2016 году составляют более 50% месячного импорта из этой страны (около 40–60 тыс. т СУГ). Отметим, что главным клиентом «СГ» является основной поставщик LPG на украинский рынок «Роснефть», которая через свою транспортную компанию «РН-Транс» арендует подвижной состав у компании.

Данный факт уже заставил украинских импортеров искать пути решения проблемы самостоятельно, поскольку от властей никаких разъяснений не поступало. «Мы уже на всякий случай рассылаем письма поставщикам и на заводы с просьбой заменить подвижной состав. Однако компания не знает, как быть с цистернами с газом, которые уже выехали к нам на ГНС», — рассказал отечественный импортер СУГ из России.

В связи с неожиданным решением украинские трейдеры отмечают, что запрет на пересечение границы цистерн «СГ-транса» может внести коррективы в график отгрузок газа в их адрес. Участники рынка сходятся во мнении, что «турбулентность» может продлиться около 10–14 дней, а это скажется на ценообразовании СУГ (80% импортного газа в Украину поступает из Российской Федерации).

«На сегодняшний день в России профицит газовых цистерн, поэтому им можно найти замену, но для этого потребуется некоторое время. Возможно, в связи с этим сами компании, предоставляющие железнодорожный транспорт, а также производители, владеющие ж/д парком, пересмотрят направления, по которым курсируют их цистерны», — отмечают участники рынка.

Все опрошенные игроки сходятся во мнении, что для изменений нужно время, а также желание российской стороны. Также трейдеры не исключают, что из-за санкций российские компании могут повысить стоимость аренды цистерн или штрафы за их простой. К примеру, на сегодняшний день аренда цистерны составляет около $30–35/сут.

Кто крайний?
Впрочем, по сей день участники рынка Украины, а также России не до конца понимают механизм контроля за выполнением санкций и кому делегируется право разворачивать опальный транспорт. «По нашим данным, в октябре „Роснефть“ поставит в Украину около 30 тыс. т СУГ именно в цистернах, арендованных у „СГ-транса“. Мы не знаем, как будет контролироваться въезд транспорта „СГ“ в Украину и что будет с цистернами, которые пересекли границу после введения запрета. На сегодняшний момент никаких официальных запретов от Украины не поступало», — рассказал один из российских продавцов.

«Если ограничения действительно начнут действовать, то, по всей вероятности, „Укрзализныця“ будет направлять уведомления контрагентам о запрете въезда на территорию Украины транспорта „СГ-транса“», — добавил другой трейдер. По его словам, собственник транспорта указывается в случае проверки кода цистерны, а также в документах на возврат.

В связи с этим возникает справедливый вопрос: что делать, если все-таки цистерна с логотипом SGT заехала на территорию Украины? Что будут предпринимать власти (и какие именно организации — УЗ, ГФС, Погранслужба или СБУ) — арестовывать имущество, разворачивать составы или заставлять переливать газ в другой транспорт?

В Энергетическую таможню, по информации НефтеРынка, никаких распоряжений по указу на момент верстки номера не поступало.

В свою очередь представители отечественного перевозчика, компании «Укрспецтрансгаз» (владеет парком из 1 680 цистерн), заявили о готовности предоставлять услуги по перевозке СУГ за пределами Украины. Однако на сегодняшний день среди производителей сжиженного газа в РФ распространена политика, которая направлена на первоочередное использование цистерн, принадлежащих российским компаниям. Более того, в случае вступления в силу ограничений Украина не застрахована от зеркальных действий РФ в отношении все того же «Укрспецтрансгаза».

Санкции в довесок
Отметим, что кроме импорта СУГ подвижной состав «СГ-транса» применяется и в режиме транзита через украинскую территорию. Основным ресурсодержателем транзитного СУГ является «Сибур», который активно использует цистерны «СГ-транса». Поэтому запрет может повлиять и на транзитные объемы LPG из РФ, которые и так с каждым годом уменьшаются на 15–20%.

Кроме того, под санкции попала и компания «Башнефть», контрольный пакет которой недавно приобрела «Роснефть». Участники рынка отмечают, что, хотя компания и поставляет нефтепродукты в Украину, в частности LPG, они не работают персонально с юрлицом «Башнефть», занесенным в санкционный список, а только с его аффилированными предприятиями-заводами, о которых в списке ничего не говорится.

Более того, после поглощения «Роснефтью» все контракты на поставку топлива с заводов «Башнефти» будут проходить через тендеры нового собственника компании, которая приобрела контрольный пакет акций «Башнефти». Отметим, что сейчас «Роснефть» без препятствий продает как сжиженный газ, так и дизтопливо в Украину. Как бы там ни было, на прошедших в четверг аукционах по продаже украинского сжиженного газа «Укрнафты» и «Укргаздобычи» было отнюдь не весело одному из трейдеров, который оформлял ресурс «Башнефти» как раз в цистернах «СГ-транса».

В черном списке можно найти и другую российскую транспортную компанию под названием «Нефтетранссервис», парк которой используют для транзитных перевозок мазута Мозырского НПЗ в сторону украинских портов.

В целом отечественные газовики со скептицизмом относятся к таким начинаниям властей, в первую очередь из-за отсутствия четких указаний, как себя вести в данной ситуации. «Сейчас в Украину поставки топлива из РФ осуществляют компании, против которых вводились санкции, однако ответных мер со стороны украинских властей не последовало», — отмечают они. Часть игроков считает это простой формальностью, которая останется на бумаге, другая часть — что наши государственные мужи опять попали «в штангу» и своими действиями толкнут рынок с ценовому росту. 

Р.S. На момент верстки номера оформление cжиженного газа на границе проходило в обычном режиме.