Объемы продаж электромобилей в мире продолжают расти. Согласно отчету IEA, в 2016 году новые регистрации электрокаров достигли очередного рекордного уровня, составив более 753 тыс. единиц. В 2015 году было продано чуть менее 550 тыс. электромобилей, то есть рост продаж составил около 38%.

По состоянию на конец 2016 года на дорогах мира ездило свыше 2 млн электромобилей. В прошлом году рынок перешел еще один рубеж, после того как достиг уровня в 1 млн единиц в 2015 году. В физическом выражении мировые продажи электрокаров достигли рекордного уровня, однако в процентном отношении рост рынка замедлился. Так, в прошлом году общее количество электромобилей в мире выросло на 59%, тогда как в 2015 году был зафиксирован рост на 76%, а в 2014-м — на 84%.

Правда, на электромобили по-прежнему приходится небольшая доля от общего количества авто на дорогах мира — 0,2%. На сегодняшний день сегмент электромобилей развивается в ограниченном количестве стран. Так, на Китай и США приходится 60% всех проданных электрокаров. В Европе зарегистрировано еще 28% мирового парка электромобилей. При этом на пять крупнейших рынков приходится 80% всех электрокаров мира.

Кто в доле

В Норвегии фактически каждый третий новый автомобиль, зарегистрированный в прошлом году, был электрическим. Доля электрокаров в структуре продаж новых пассажирских автомобилей составила 29%. По этому показателю Норвегия стабильно занимает первое место в мире с 2008 года. Причем весь этот период доля продаж электромобилей увеличивалась. В прошлом году она составляла около 24%,а в 2015-м — порядка 14%. В 2016 году в стране викингов было продано более 50 тыс. электромобилей, тогда как в 2015-м — менее 36 тыс. Нужно отметить, что норвежский рынок сам по себе небольшой: по данным норвежской службы статистики, на начало 2017 года в стране было суммарно зарегистрировано 2,7 млн пассажирских автомобилей. По информации IEA, 133 тыс. из них — электрические, что составляет около 5%.

В Нидерландах доля электромобилей от общего количества проданных машин составила 6,4% — это второй показатель после Норвегии. В прошлом году в стране было продано 112 тыс. электромобилей, тогда как годом ранее — 84 тыс. Нидерланды не демонстрируют стабильного роста доли электрокаров в структуре продаж: в 2014 году этот показатель составлял 4%, в 2015-м подпрыгнул до 10%, а в прошлом продемонстрировал снижение.

Перспективным рынком электромобилей становится Швеция. В минувшем году там было продано 13,4 тыс. машин с электромоторами, что составляет 3,4% от общего объема продаж автомобилей. Однако суммарное количество «зеленых» машин в стране остается довольно низким, составляя чуть более 29 тыс. единиц.

Самые большие

Если смотреть не на рыночную долю, а на число продаж автомобилей с аккумуляторами, то мировым лидером по продвижению транспортных средств такого типа является Китай. В Поднебесной автомобили вообще разбирают как горячие пирожки, что делает страну самым крупным автомобильным рынком мира. Как ранее сообщал НефтеРынок, власти крупных китайских городов ограничивают регистрации новых автомобилей, так как это грозит им транспортным коллапсом. Например, в Пекине новые номерные знаки разыгрываются в лотерею, а их количество столичные власти каждый год сокращают. Однако отношение к электромобилям здесь более лояльное — квота на них довольно высокая, а очереди на регистрацию не такие длинные, поэтому все большее количество китайцев приобретает «зеленый» транспорт.

В прошлом году в Китае было зарегистрировано 336 тыс. электромобилей, или 1,4% от общего объема продаж пассажирских авто. Продажи продолжили расти: по сравнению с 2015 годом они увеличились на 129 тыс. единиц. До 2015 года лидером по продажам электрокаров являлись США. Однако в 2015 году Китай обошел Штаты по количеству проданных за год машин с электромоторами: тогда в Поднебесной было зарегистрировано 207 тыс. единиц против 114 тыс. в США. В 2016 году отрыв Китая от США увеличился: новые регистрации электромобилей составили 336 тыс. против 160 тыс. в Соединенных Штатах. Другими словами, в Поднебесной было продано 40% от всех реализованных в мире автомобилей и вдвое больше, чем в США. В прошлом году китайцы обошли американцев еще по одному показателю — общему числу зарегистрированных электромобилей. В КНР по состоянию на начало 2017 года оно составило 649 тыс., или 32% от общего количества электрокаров на дорогах мира.

 

На втором месте по размерам парка электромобилей — Соединенные Штаты. По состоянию на конец 2016 года в стране в общей сложности было зарегистрировано 564 тыс. электрокаров. Сегмент продолжает расти, однако не так быстро, как в Китае. В 2016 году в США было куплено почти 160 тыс. новых электромобилей, что на 40% больше, чем годом ранее. Это хороший показатель, так как в 2015 году было зафиксировано падение продаж электрокаров приблизительно на 5 тыс. единиц по сравнению с 2014 годом.

Третью позицию по-прежнему занимает Япония, родина самого популярного электромобиля в мире — Nissan Leaf. Хотя продажи электрокаров в стране в 2016 году находились на уровне 2012 года, составляя чуть менее 25 тыс. единиц, японский рынок остается одним из крупнейших в мире, так как начал развиваться одним из первых. Пик продаж электромобилей в стране пришелся на 2014 год, составив 32,3 тыс. единиц. С тех пор объемы опустились до менее чем 25 тыс. и стабильно остаются на этом уровне.

Четвертое-пятое места по размерам парка электрокаров занимают Норвегия и Нидерланды, у которых, как отмечалось выше, самые высокие доли электромобилей в структуре автомобильных продаж. На дорогах этих стран ездит 133 тыс. и 112 тыс. электромобилей соответственно.

 

Наступая на LPG

Интересно отметить, что на крупнейших рынках электромобили обошли по количеству автомобили с ГБО. Можно утверждать, что и в Китае, и в США на сегодняшний день электромобилей больше, чем авто, использующих в качестве топлива LPG. Важным фактором развития обоих рынков является поддержка государства. Все крупные рынки автогаза сформировались благодаря благоприятному налоговому законодательству, а именно установлению более низких ставок акциза на газ по сравнению с бензином и ДТ. Конкретный вид топлива становится популярным тогда, когда он экономически более выгоден. Например, во многих странах ЕС акциз на ДТ ниже, чем на бензины, в результате чего потребление ДТ в разы выше. Рынки электромобилей точно так же, и даже больше, зависят от государственной политики. Если в случае с ископаемыми видами топлива важна цена самого топлива, то в случае с электромобилями имеет значение стоимость самого авто.

Можно констатировать, что Китай в своей борьбе с загрязнением воздуха сделал ставку на электротранспорт, а не на LPG, который также является экологичным топливом. Несмотря на то что КНР оказывала некоторую поддержку развитию рынка автогаза, в последние несколько лет она вложила огромные суммы в возобновляемую энергетику (солнечную, ветровую), а также в строительство станций быстрой зарядки для электромобилей. Надо отдать китайцам должное: они умеют думать на перспективу и, что еще важнее, действуют уже сейчас и весьма решительно.

Переломным для Китая стал позапрошлый год. По данным ассоциации WLPGA, на конец 2015 года на дорогах Китая ездило 165 тыс. автомобилей с ГБО, тогда как количество электромобилей, по информации IEA, составило около 313 тыс. единиц. В 2016 году рост рынка электромобилей продолжил стремительно расти, оставив сегмент автогаза далеко позади. Между тем китайский рынок LPG остается одним из крупнейших в мире с объемом потребления на уровне почти 1 млн т в 2015 году.

В США по состоянию на конец 2015 года было 147 тыс. автомобилей с ГБО при 404 тыс. электромобилей. Известно, что автогаз в США не стал популярным из-за традиционно невысоких цен на бензин в сравнении с Европой, где налоги на моторное топливо всегда были выше. Однако страна, которая является приверженцем свободного развития рынков, не выделяет субсидий и на покупку автомобилей с литийионными аккумуляторами, а значит, потребители сами делают выбор в пользу электромобилей. Вероятно, ими движет исключительно желание сделать мир лучше, а воздух — чище, ведь дешевый бензин никуда не делся. Не последнюю роль в популяризации электрокаров в США сыграла компания Tesla Motors и ее многолетний руководитель и вдохновитель Илон Маск. Аналогичным образом развитию рынка Японии способствовал выпуск местным автопроизводителем Nissan своей популярной модели Leaf.

В Японии потребителей автогаза пока больше, чем владельцев электромобилей, однако тенденция не в пользу автогаза. Так, по данным WLPGA, на конец 2015 года в Стране восходящего солнца было 218 тыс. автомобилей с ГБО, тогда как электромобилей — 126,4 тыс. Однако в период с 2013 по 2015 годы количество машин на автогазе в Японии сократилось на 16 тыс. В соответствии с политикой местных властей подавляющее большинство служб такси используют в качестве топлива автогаз, который меньше загрязняет окружающую среду, чем бензин и ДТ. Впрочем, в ближайшие годы электрокары могут стать серьезной угрозой рынку сжиженного газа Японии, так как использование электромобилей в качестве такси является весьма перспективным благодаря низкой цене на электроэнергию. Если служба такси с парком из «лифов» появилась в Киеве, то на родине этой модели ей просто суждено было возникнуть. И такие службы начали появляться еще с 2010 года. На данный момент трудно найти причины, по которым рост популярности электромобилей не ускорится в ближайшее время, продолжая наступление на рынок LPG.

Норвегия никогда не была развитым рынком автогаза, однако он там начал фактически исчезать параллельно с развитием рынка электромобилей. Так, за последние несколько лет в стране резко сократилось количество автомобилей с ГБО и точек заправки LPG. По данным European Alternative Fuels Observatory, в 2013 году количество заправочных станций, где продавался автогаз, составляло 235 единиц, а в 2015-м оно упало до 20. При этом количество автомобилей с ГБО сократилось с 2,75 тыс. в 2012-м до 420 единиц в 2015 году.

В Нидерландах, по данным WLPGA, только в 2015 году количество машин с ГБО упало на 20 тыс., до 180 тыс. единиц. Аналогично число точек заправки автогазом сократилось на 100 единиц, до 1,75 тыс., а потребление автогаза — на 22 тыс. т в год, до 183 тыс. т. Здесь уместно процитировать известного российского пропагандиста: «Совпадение? Не думаю».

Льготы

Рост мирового рынка электромобилей был бы невозможен без государственной поддержки. В частности, стремительный рост рынка электромобилей в Китае подпитывается именно налоговыми льготами. При покупке электрокара не нужно платить налог на приобретение транспортного средства и акциз, что, по подсчетам IEA, суммарно может составлять $5–8,5 тыс. Ограничение на выдачу номеров на автомобили с бензиновыми и дизельными двигателями вместе с субсидированием электромобилей делает электрокары более доступными и желанными для потребителей. Для многих жителей китайских мегаполисов покупка электромобиля становится безальтернативным способом обзавестись собственным транспортом. С начала 2017 года размеры субсидий были урезаны на 20%. Тем не менее продажи электрокаров продолжили расти, отмечается в отчете IEA.

В Норвегии также действуют налоговые льготы на покупку электромобилей. Покупая электрокары, жители этой страны не платят налог на приобретение транспортного средства и НДС. По данным IEA, в среднем они экономят на покупке кругленькую сумму в размере около 100 тыс. норвежских крон ($11,6 тыс.). Неудивительно, что почти треть норвежцев в прошлом году сделали выбор в пользу «зеленого» транспорта. И эти льготы будут действовать до 2020 года. Правда, с 2016-го владельцы электрокаров лишены права на еще один бонус — бесплатный паркинг.

Гранты и налоговые преференции для электромобилей существуют и в странах с меньшими по размерам рынками электрокаров. Например, в Японии при покупке Nissan Leaf потребитель получает грант в размере около $3 тыс. Максимальная сумма гранта на электротранспорт в Японии составляет $7,7 тыс. В Швеции с 2011 года действовала скидка на покупку электромобиля в размере $4,5 тыс., однако в 2016 году размер гранта был снижен в два раза.

Инфраструктура

Количество точек зарядки электромобилей в мире в 2016 году, как и число самих электрокаров, перевалило за 2 млн единиц, однако подавляющее большинство точек — частные. Лишь небольшая доля в 322 тыс. единиц находится в публичном доступе, из которых 212 тыс. — медленные. Что касается станций типа Supercharger, то их, по данным IEA, на конец 2016 года насчитывалось 110 тыс. При этом подавляющее большинство быстрых зарядок находится в Китае: 81% от общего количества.

Пример Китая поистине уникален. В 2013 году в стране не было ни одной станции быстрой зарядки, а спустя три года их стало 88,5 тыс. Только в 2016 году в Поднебесной было установлено более 76 тыс. «суперчарджеров». На втором месте по количеству таких точек находится Япония. Там на конец 2016 года работало 5,9 тыс. точек быстрой зарядки электрокаров.

Интересно, что поведение владельцев электромобилей отличается от поведения водителей традиционных авто. Согласно исследованию, проведенному в Норвегии — стране с наибольшей долей электромобилей, — чаще всего электрокары их владельцы заряжают дома или на работе от точек медленной зарядки. В то же время станции быстрой зарядки используют только в случае осуществления поездок на дальние расстояния. Причем обычно станция быстрой зарядки выбирается заранее, еще до начала поездки.