Дмитрий Сидоров, Иван Кудинов
НБУ открыл ящик Пандоры?
Вся история с курсом и стремительной девальвацией гривны по отношению к иностранной валюте началась 5 февраля. В этот день увидело свет постановление Нацбанка об отмене ежедневных валютных аукционов и отказе от применения индикативного курса гривны. Регулятор решил, что теперь курс должен формироваться исключительно под влиянием рыночных инструментов. Впрочем, глава НБУ Валерия Гонтарева еще в начале года говорила об отмене данного вида валютных интервенций.

Новые правила Нацбанка повлекли за собой небывалые изменения на валютном рынке. «Невидимая рука рынка» направила гривну к новым антирекордам. Ее коммерческий курс тут же пересек отметку в 25,60 грн/$. Вслед за ним изменился и официальный курс НБУ — 25,56 грн/$. С 5 по 13 февраля курс продаж на межбанке с легкостью преодолел путь от 25,20 грн/$ до 26,25 грн/$. За этот же период официальный курс снизился с 18 грн/$ до 25,91 грн/$. Отказ от «аукционного» курса был одним из основных условий продолжения финансовой помощи нашей стране со стороны Международного валютного фонда. Да и удерживать гривну НБУ уже нечем.
Золотовалютные резервы сократились до рекордного минимума в $6 млрд, что не позволяло НБУ выходить с интервенциями и гасить валютные пожары, которые часто были спекулятивными. Заинтересованные игроки специально взвинчивали курс запросами в $2–3 млн, которые в нормальных условиях ажиотажа не делали. Выгоднее всего это было отечественным экспортерам.
Следует отметить, что индикативный курс был также источником махинаций со стороны банков, которые купленную у госрегулятора валюту реализовывали по котировкам межбанка, списывая разницу на всевозможные комиссии. Не удивительно, что именно представители коммерческих банков были более всего против ухода от такой схемы курсообразования. В общем, решение НБУ отпустить гривну в свободное плавание немного оживило межбанковский рынок. Если в декабре 2014 года средняя сумма сделок за день не превышала $100 млн, то в феврале она увеличилась до $200 млн. Однако ситуация далека от нормализации, учитывая, что «довоенное» количество сделок в 2013 году исчислялось $0,5–1 млрд.
Неделя горячих стел
Отказ от удержания гривны совпал с ростом цен на нефть и, как следствие, на нефтепродукты в Европе. Однако в начале второй декады февраля европейские цены понемногу начали снижаться. Например, с 9 по 12 февраля стоимость оптовых партий А-95 (10 ppm, Средиземноморье Fob Med) просела на $8/т до $565/т, а дизельное топливо (10 ppm, Северо-Запад Cif) сначала немного подешевело, а потом снова вернулось к отметке $569/т.
Европейское подорожание вместе с падающей гривной отразилось на украинском оптовом сегменте. Так, с 9 по 13 февраля стоимость ДТ в крупном опте выросла с 22 000 грн/т до 22 850–23 000 грн/т (или 19,19–19,32 грн/л), партии бензина А-92 достигли 24 600–25 500 грн/т (или 18,45–19,13 грн/л), а «пятый» бензин отпускался по 26 500–26 650 грн/т (20,14–20,25 грн/л). Впрочем, ценовую ситуацию в крупном опте затмила «горячая стела», ценник которой операторы АЗС с трудом успевали менять на прошлой неделе. Ежедневный рост цен в ретейле в среднем составлял 0,3–1 грн/л фактически у каждого владельца АЗС. В итоге только с 6 по 13 февраля средняя стоимость бензинов и ДТ выросла на 2,27–2,56 грн/л, достигнув 19,19 грн/л для А-92, 19,39 грн/л для А-95 и 19,30 грн/л для ДТ. В некоторых сетях АЗС стоимость премиального А-95 достигла 20,99 грн/л (например, в ОККО), а бензина марки А-98 — 22,48 грн/л (Socar). Несмотря на заоблачные цены, ретейлеры говорят, что это еще не предел, и допускают, что при нынешнем курсе стела может остановиться на 24 грн/л. В Киеве, к примеру, остатки российских СМИ выезжали делать сюжеты о валюте и бензине к стеле «Укравто», где литр литовского дизеля можно было купить по 21,89 грн (по состоянию на 13 февраля).
АМКУ не в курсе?
Оценив влияние курса на цены опта и розницы во второй половине 2014 года и в начале 2015 года, НефтеРынок отметил существенный разрыв между стоимостью топлива в рознице и крупном или мелком опте. Проанализировав ситуацию начиная с 1 июня 2014 года (когда началось снижение стоимости нефти и нефтепродуктов на европейском рынке), удалось обнаружить следующее. С начала сентября до конца ноября 2014 года цены крупного опта и цены стелы (для А-95 или ДТ) имели дельту в 1–1,80 грн/л (6–11% от средней цены в рознице), а иногда эта разница достигала около 2 грн/л (11% от розничной цены), например для ДТ в начале декабря 2014 года.

Конечно, если сравнивать розничный сегмент рынка не с крупным оптом, а с мелким (продажа топлива с нефтебаз), «разлет» между ценами будет меньше. Несмотря на это, неоспоримым остается факт дополнительного заработка топливных компаний на разнице оптовых и розничных цен, сумевших во время снижения европейских котировок получить хорошую маржу.
Этот тезис подтверждает динамика сжиженного газа, ведь газотрейдеры испытывали те же трудности, что и бензиновые импортеры: «серая» покупка валюты, импортозависимость, 5%-ный розничный акциз, которым «бензиновая розница» и подкормленный ею экспертный ряд прикрывались еще совсем недавно, аргументируя отсутствие снижений по стеле. Но, несмотря на указанные факты, оптовая и розничная стоимость LPG продолжала снижаться на радость водителю. Да и сами газотрейдеры, в отличие от бензинщиков, не особо жаловались на свою «убыточность». Притом что запас для дальнейшего отскока цен на сжиженный газ у них еще был.

Бесспорно, игры на оптовой и розничной стоимости были возможны хоть при высоком, но сравнительно стабильном курсе и низких ценах импорта. Но когда начиная с 5 февраля доллар и евро стремительно подорожали, а европейские котировки на нефтепродукты выросли, возникла совершенно противоположная ситуация: теперь уже цены на АЗС не успевают за оптовым сегментом.
Сошлись во мнениях
Наблюдая за ситуацией на валютном рынке и ростом цен на топливо, НефтеРынок поинтересовался мнением ведущих импортеров. В офисе «Западной нефтегазовой компании» нам сообщили, что сегодня дефицита валюты нет. Например, 10 февраля ее можно было приобрести по курсу межбанка 25,50 грн/$. По словам менеджера компании, раньше дешевую валюту было трудно достать, так как ее мало продавалось на аукционах НБУ. Сейчас эти сложности ушли в прошлое, так как практически все курсы уравнялись. В отличие от ЗНГК менеджер «Реал-НП» отметила, что дефицит валюты по приемлемой цене все же присутствует, добавив при этом, что по курсу НБУ можно купить не более чем $200 тыс. в день, чего явно недостаточно для нужд крупного импортера. Трейдер также подчеркнул, что объем доступной валюты на рынке возрастает с курсом, по которому покупатель готов ее приобрести. Кроме «Реал-НП», на ситуацию с дефицитом валюты пожаловались и в офисе «Финанспромгаза».
«БНК-Украина» и «Альянс-Украина» указали на то, что курс продаж на межбанковском рынке практически отвечает рыночному. Поэтому валюту можно приобрести в необходимом объеме по цене межбанка с возможной наценкой в 50 коп./$. Напомним, что «БНКУкраина» работает с контрагентами в евро. Позицию предыдущих компаний поддержал менеджер «Топливного Альянса». «Если вы хотите купить $10тыс. в день, то это вообще не проблема, а если сумма спроса подбирается к $1 млн, тогда и возникают проблемы с наличием крупных предложений по приемлемой цене. Во всяком случае оперативные потребности на валютном рынке удовлетворить можно вполне», — резюмировал он.
Сотрудник компании «Контанго Трейд», которая импортирует белорусские нефтепродукты и реализует их с нефтебазы во Львовской области, отметил, что некоторые трудности с приобретением валюты, конечно же, есть. «Сегодня вообще не стоит спешить ее приобретать без острой необходимости. На данный момент экспортеры припрятали выручку в оффшорах и не спешат заводить ее на рынок Украины. С марта, когда начнется посевная, аграрии, которые сейчас держат валюту, начнут потихоньку ее скидывать», — подытожил он.
Вполне комфортно себя чувствует «Новотрейд», менеджеры которого успели закупить необходимое количество доллара по 21,20 грн./$ и теперь могут не спешить со следующей покупкой. Также особых проблем не испытывает один из лидеров импорта нефтепродуктов «ВОГ Трейдинг». И в этом нет ничего удивительного, так как, по данным Единого государственного реестра судебных решений, 28 января этого года Ровенский апелляционный хозяйственный суд удовлетворил иск «ВОГ Трейдинг» к его иностранному сателлиту Marshell Oil LLP, обязав того вернуть «ВОГу» $11,5 млн. Следует отметить, что этот валютный трансфер пришелся компании очень кстати. Газотрейдеры также отмечают, что особых проблем с покупкой валюты не наблюдается. Это НефтеРынку подтвердили все крупные импортеры сжиженного газа. Газовики, как и бензинщики, сходятся во мнении, что уход от индикативного курса выровнял валютный рынок.
Прогнозы
Для того чтобы получить хоть какие-то ориентиры в плане развития событий на валютном рынке, НефтеРынок поинтересовался мнением финансовых экспертов. Директор хорошо знакомой газовикам «Украинской межбанковской валютной биржи» Анатолий Гулей (бывший руководитель «Ощадбанка») считает, что бояться существенного снижения валютной выручки не стоит. Более того, по его словам, девальвированная гривна может поспособствовать экономическому росту, так как падает себестоимость украинских товаров, что, в свою очередь, стимулирует экспорт. Отметим, что такое же мнение высказал и министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус. При этом Анатолий Гулей усомнился в укреплении гривны весной за счет обмена валюты на гривну со стороны аграриев. Украинский фондовый рынок, где должно было бы происходить хеджирование рисков колебания курса, еще недостаточно развит, отметил он. Отвечая на вопрос о возможном коридоре курса доллара в будущем, эксперт подчеркнул, что в случае получения Украиной кредитного пакета МВФ «зеленый» будет котироваться в пределах 20–25 грн/$. Напомним, согласно договоренностям, достигнутым миссией МВФ, НБУ и Кабмином 12 февраля, размер программы финансирования в этом году составляет $17,5 млрд, из которых $11 млрд предназначено для обслуживания предыдущих долгов, а $6,5 — на покрытие кассовых разрывов бюджета. Глава НБУ Валерия Гонтарева заявила, что за счет кредитов Нацбанк намерен нарастить свои золотовалютные запасы до $17 млрд.
Среди недостатков переговоров между МВФ и Кабмином Анатолий Гулей выделил отсутствие конкретного списка требований и программ реформ, под которые предоставляется столь значительный финансовый ресурс. Так, в пресс-релизе НБУ указано, что Украина должна будет провести реформу НАК «Нафтогаз Украины» для увеличения ее энергоэффективности и уровня добычи природного газа. Отметим, что в свете указанных реформ особенно нелепо выглядит поднятие рентных платежей на добычу, инициированное Кабмином в начале этого года и молчаливо поддержанное руководством НАКа. Кроме того, значительная часть аналитиков сходится во мнении, что в феврале падение гривны хоть и плавно, но будет продолжаться. Главную роль в раскачивании курса, как и раньше, будут играть экспортеры, заинтересованные в разгоне гривны до 28–30/$. Однако ситуация улучшится в марте после первого транша от МВФ в размере $4–4,5 млрд.
Большие надежды возлагаются также на либерализацию деятельности Национального банка, одним из пунктов которой будет отмена постановления об обязательной продаже импортерами 75% валютной выручки в течение 90 дней. Однако отката курса к 15 грн/$ никто не ожидает. Одни эксперты считают реальными котировки в 20–22 грн/$, более оптимистичные надеются увидеть 17–20 грн/$. По информации НефтеРынка, Министерство финансов уже готовит предложение по изменению расчетной стоимости гривны в сторону ее снижения. Напомним, на момент его принятия соотношение составляло 17 грн/$. Таким образом, при дальнейшем ослаблении курса национальной валюты нефтепродукты продолжат расти, а их потребление в 2015 году — сокращаться.
Насколько просядет потребление светлых нефтепродуктов в феврале, после такого скачка, пока неизвестно. Отметим лишь, как, на зависть бензинщикам, довольно потирают руки газовые трейдеры, которые имеют возможность сегодня покупать сжиженный газ по 5 грн/л, а продавать по 7 грн/л. При этом цена газа сегодня составляет 30% от стоимости бензина, что тоже наблюдается впервые.
Ценовая ситуация на рынке светлых нефтепродуктов также будет зависеть от европейских рынков, где в связи с повышением нефтяных котировок наметился рост.