Выбирать нового лидера мы будем в условиях зависимости от агрессора по поставкам группы энергоносителей, в том числе моторных топлив, периодических вспышек контрабанды нефтепродуктов, работающих двух заводов – производителей топлив, изменений в налоговой политике, шквала реформ, под шум которых к управлению государственных нефтегазовых активов пришли как люди, ломающие старые схемы, так и непрофессионалы и популисты. Предлагаем проанализировать, что поставит рынок в зачетке Порошенко и чего можно ожидать от новых претендентов на пост гаранта украинской Конституции.

Этот текст не про Томос и «безвиз», и даже не про «Укроборонпром». Он про формирование прогноза будущего развития нефтегазовой отрасли на основе прошедших событий, собранных из открытых источников и наблюдений НефтеРынка.

Для начала анализа было бы правильно разделить нефтегазовую отрасль в стиле отреформированного «Нафтогаза Украины» на дивизионы «Нефть» (добыча нефти, переработка, рынок нефтепродуктов) и «Газ» (добыча и трейдинг природного газа). В обоих секторах за 5 лет руководства Петра Порошенко не произошло главного: передачи (продажи, приватизации) госкомпаний и госактивов в отрасли в частные руки. Позиция простая: государство по-прежнему остается неэффективным менеджером и участником рынка, а должно лишь выполнять контроль за соблюдением правил на нем.

В государственных руках, как и прежде, находится «Укргаздобыча», «Укрнафта», «Укравтогаз» (о том, что нужно реорганизовать сам «Нафтогаз», вообще все забыли), а также другие компании энергосектора и отдельные активы. К руководству госкомпаниями допущены персоны (в основном без конкурса) от провластных политсил или олигархических групп. Постреволюционная Украина оказалась втянутой в незавершенные реформы, а также состязание представителей олигархических групп за посты в госсекторе, влияние в правительстве, Парламенте и Администрации Президента. В общем, почти ничего нового, кроме рекордных зарплат и бонусов за сомнительные показатели управления.

Газ

В газовом секторе ключевыми событиями с 2014 года стали налоговые изменения. Правительство Арсения Яценюка сначала подняло ренту на добычу газа (до 28–55%), а потом через Парламент ее удалось существенно снизить (некоторые добытчики смогли примерять налогооблажение ФОПов 6% при добыче газа из сверхглубоких скважин).

Еще один гол – децентрализация ренты: налоги стали поступать в бюджеты тех районов, где ведется добыча углеводородов. Нам по-прежнему сложно оценить эффект. Если деньги поступают местным громадам, то почему в Полтавской и Харьковской областях так плохо с дорогами? Для наглядности оцените дорожное покрытие на въезде в Полтаву со столичного направления (именно на коррупции в строительстве дорог там совсем недавно «погорело» доверенное лицо Петра Порошенко – губернатор Валерий Головко). Хотя добытчики часто упоминают в релизах, что за счет перераспределения ренты в регионах удалось подтянуть социалку. Это хороший кейс показать громаде на совместных с властью проектах свое присутствие.

Отдельной строкой следует выделить события для рынка газа. Прежде всего, Украина перестала напрямую покупать российский газ. Уже несколько лет импорт идет с европейского направления по сформировавшимся на рынке Восточной Европы ценам. Появились импортеры, среди которых как украинские трейдеры и добывающие компании, так и европейские известные трейдинговые компании. Расторгнув контракт с «Газпромом», из-за которого кандидат в президенты Юлия Тимошенко познакомилась с тюремным бытом на Харьковщине, украинский рынок газа в корне изменился.

Рыночная либерализация дала возможность потренироваться в трейдинге газа многим компаниям, включая те, которые до этого продавали только нефтепродукты. Не сразу и не без проблем, но все же рынок с 1 марта 2019 года перешел на посуточную балансировку газа, как в Европе (ранее рынок работал в месячном режиме), с апреля состоится переход с кубометров в мегаватты.

Потеря Крыма, а также части Донецкой и Луганской областей отобразились на добыче и потреблении газа. Основная потеря – ресурсы и активы «Черноморнефтегаза» (около 2 млрд м3/г. газа) и совокупное с общим экономическим спадом резкое снижение потребления – почти на 30%.

Относительно высокие цены на газ способствовали развитию собственной добычи, особенно среди частных компаний. Некоторые, как например «Укрнефтебурение», нарастили добычу в несколько раз на одном месторождении. Запросы на буровые и сервисные работы способствовали изменению сопутствующих рынков: компании стали покупать «железо» (б/у и новые буровые установки, оборудование для ремонта скважин и интенсификации добычи). Немаловажную роль в сервисном буме сыграла государственная «Укргаздобыча», в которой дважды менялся топ-менеджмент.

Про последнего главу УГД Олега Прохоренко много написано и, пожалуй, было бы правильно резюмировать его деятельность отдельным текстом. Если вкратце: программа 20/20 и ее очевидное неисполнение; приобретение оборудования и покупка сервисных услуг у сторонних, в частности, иностранных компаний через Prozorro; модернизация Шебелинского ГПЗ (выпуск топлив Евро-5) и падение его загрузки; переход на электронные аукционы по реализации нефтепродуктов и LPG, рекордное увеличение потери природного газа при добыче (в госкомпании до сих пор не могут объяснить, куда делись 1,5 млрд м3 газа в 2018 году), борьба с коррупцией и в то же время громкие коррупционные скандалы; неподкрепленные результатами зарплаты, и другие интересные кейсы, которые вошли в историю.

Говорят, Олег Васильевич лично должен быть благодарен своей трехлетней практике в УГД семье нынешнего Президента, с членами которой он якобы хорошо знаком на своей предыдущей работе (легенда про конкурс на должность главы «Укргаздобычи» за 3 года так и не подкрепилась документально).

Вишенкой на торте в нефтерынковском дивизионе «Газ» стали кадровые ротации в НАКе. Реформаторы крупнейшей госструктуры внесли изменение как в управление компанией, так и распределение кураторства по направлениям. К финалу каденции Порошенко, управляющие НАКом и не подчиняющиеся ни гаранту, ни премьеру высокооплачиваемые менеджеры придумали создание двух нефтегазовых дивизионов. На нефтяном был назначен сменивший приватовского менеджера Александра Лазорко на посту главы «Укртранснафты» – Николай Гавриленко, а курировать направление «Газ» доверили человеку с рынка – Андрею Фаворову, который вместе с Ярославом Мудрым и американцем Весли Перри управляли группой компаний «Эру», поставляющей газ государственному «Укртрансгазу». Спустя два месяца руководства Фаворова появляется информация, что он мог подыграть своей бывшей команде, имея доступ к ресурсам «Нафтогаза».

Нефть

Куда интереснее история разворачивалась на рынке нефти и нефтепродуктов. В погоне за увеличением объемов собственной добычи газа мало кто заметил, что при импорте жидких углеводородов и их производных Украина платит валютой заграницу намного больше. На протяжении последних лет паритет сохранялся: мы закупаем на $5 млрд нефтепродуктов и на $3 млрд природного газа. Причем ежегодно Украина наращивает поставки топлива из России.

Забыв про добычу нефти, вряд ли можно утверждать, что мы преуспели в развитии нефтепереработки. Отраслью просто никто не занимался – ни программ, ни намерений. Оставшиеся заводы в Шебелинке и Кременчуге, рассчитывая на собственные силы, довели выпуск топлив до стандартов Евро-5. Были попытки нарастить производство за счет импортной нефти, но объемы не позволяли совокупно загрузить мощности хотя бы на 30–40%. Сошедшим с дистанции НПЗ в Надворной, Дрогобыче, Лисичанске и Одессе никто не даст гарантию на возобновление работы, они слишком долго стоят. Последним трем президентам – не до них.

Смена власти в 2014 году способствовала бегству Курченко (обогатив некоторые политические силы брошенным впопыхах топливом), казалось, навсегда поломав его схемы, но дело его продолжило жить, «контрабасить» стали другие персоны. Оказалось, выгодно манипулировать почти схожими по характеристикам нефтепродуктами – авиакеросином и дизтопливом, особенно когда разница в акцизе отличается почти в 5 раз. В прошлом году из-за этих фокусов и поставок авиационного топлива в Европе начали радоваться, что Украина наконец-то стала много летать…

Отсутствие контроля в отрасли было видно и на розничном рынке. Придорожные бочки без прописки и чеков, бодяжный бензин даже на столичных заправках и несоответствие мировой динамике цен на стелах АЗС – вот лишь небольшой список проблем выбранной в 2014 году «жизни по-новому». Безконтрольностью в рознице, пожалуй, впервые воспользовался «Приват», который в последние 4 месяца продержал на АЗС высокие цены, получая выше 20% маржи (ранее больше 10% наценки было редким исключением). Возможно, тем самым группа аккумулировала средства для своих кандидатов на президентский пост.

На каденцию Порошенко пришлись знаковые события для рынка. Явное превышение полномочий офицеров СБУ смогло парализовать импорт сжиженного газа в начале 2017 года. На тот же период пришелся рассвет одноканальных поставок газа «Роснефти» Proton Energy. В итоге совокупность событий привела к кризису на рынке в августе 2017 года. Надолго запомнит слаженную работу СБУ производитель топливного оборудования «Шельф». Работу компании парализовали силовики, заподозрив в пособничестве террористам (владельцы еле ноги унесли с воюющего Донбасса, эвакуировав десятки сотрудников и остатки оборудования), и только огласка в СМИ, и поддержка депутатов смогли защитить бизнес. Как известно, СБУ находится в прямом подчинении Президента.

В 2018 году похожие обвинения были предъявлены «Галнафтогазу». Правда, спустя пару месяцев уже другой силовой орган – генпрокуратура, руководитель которой также назначается Президентом, снимает все обвинения Службы безопасности Украины к топливной компании. Не до конца понятна роль СБУ в работе дизельной трубы, которая за три недели до выборов меняет собственника (читайте НР №1087-1088).

Кандидаты

Другие претенденты на пост главы государства также спешили показаться активными участниками рынка. Сорвала джекпот с темой цен на природный газ для населения Юлия Тимошенко, просто пообещав снизить их в два раза. Тему подхватил полтавский «защитник простых людей» – депутат Каплин, который гарантирует уменьшить цены в 4 раза.

Напомним, Юлия Владимировна во власти человек не новый, и успела запомниться рынку отменой пошлин на импортные нефтепродукты, поставив крест на украинских заводах. Что она сделает, когда, вероятно, снова придет к штурвалу, можно только догадываться. Определенно известно, что целая группа людей из отрасли, которые симпатизируют Тимошенко, готовы «зайти» в «Укргаздобычу» и в целом в НАК.

Если верить СМИ, Тимошенко негласно поддерживают в «Привате», главные лица которого не нашли с Порошенко общий язык. Впрочем, этот альянс не новый, Игорь Коломойский был как ярым критиком, так и сторонником отдельных политических проявлений Тимошенко.

Отдельный флешмоб получился с посещением кандидатами заправок WOG во время предвыборных туров по регионам. Зеленую заправку посетили лидеры гонки Порошенко, Тимошенко и Зеленский. После того, как в сети появилось фото Тимошенко с кофе WOG, а после и с хот-догом, тему снова подхватил Каплин, традиционно перед камерой взяв в руки 4 штуки фаст-фуда.

Владимир Зеленский о нефтегазовом секторе ни разу не вспоминал в своих немногочисленных публичных выступлениях («Квартал 95» – не в счет). Главное, чтобы не получилось, как на встрече с айтишниками. Но, возможно, ему и говорить не придется: если информация о том, что за проектом «Зе» стоит «Приват», подтвердится, ему подскажут вектор развития отрасли знающие соратники.

А вот на рынке вряд ли будут рады выигрышу фронтируемых «Приватом» кандидатов. Однозначно новыми красками может заиграть жизнь в WOG, где продолжается корпоративный конфликт. В ОККО, старом оппоненте «Привата», наверняка будут голосовать за Порошенко. При выигрыше иного кандидата не так сладко, как при Порошенко, будет себя чувствовать бывшая сеть АЗС «Роснефти». Отметим, что учредители сети KLO как-то были замечены в поддержке Анатолия Гриценко, который даже с голосами мэра Львова Андрея Садового вряд ли наберет 10%.

Непроходные

За неделю до выборов ошеломил электорат визитом в Москву вместе с одиозным Медведчуком – Юрий Бойко, который после распада экс-регионалов пошел в течение «Оппозиционной платформы – За жизнь». В столице России Бойко встречался с премьером Медведевым и президентом «Газпрома» – Миллером. Главным обсуждаемым вопросом стали поставки российского газа в Украину по привлекательным ценам. Вояж в Москву по-разному был воспринят обществом, политтехнологи утверждают, что Бойко набрал баллы, но, судя по реакции в соцсетях, это стало фиаско для бывшего министра энергетики.

Долго в топливной засаде отсиживался радикал Олег Ляшко. Но после «ковровой бомбардировки» в СМИ серией интервью с главой «Нафтогаза» Андреем Коболевым Олег Валерьевич достал из кармана мандат и не без драки прорвался на заседание Правительства 20 марта, где требовал не продлевать контракт с главой правления НАКа. Пожалуй, это самое эффектное появление кандидата в президенты в прямой эфир за всю избирательную кампанию. Толпа депутатов под предводительством Ляшко обескуражила не только правительственную охрану, но и работающих в зале заседаний министров, включая силового – Арсена Авакова.

Отдуваться за весь Кабмин за только что принятое решение продолжить контракт с главой НАК «Нафтогаз Украины» Андреем Коболевым пришлось лично премьеру Владимиру Гройсману. «Твоя охрана возле Кабмина только что «приняла» бабушку 84 года. Владимир Борисович, ты для чего с ворюгой Коболевым только что продолжил контракт? Полтора миллиарда гривен премии почему не вернули? Они их уже вывели в офшоры!», – возмутился Ляшко. «Я людей не бью, я людей – люблю. Больше того – искренне, а не по телевидению», – парировал Премьер.

По словам Гройсмана, первый контракт с Коболевым был подписан 13 апреля 2016 года. «Точно могу вам сказать, что даже премьер Яценюк про этот контракт не знал. Подписал его бывший министр экономики, тем самым предвидел те все вещи», – делал попытки снизить градус негатива Гройсман, понимая, что идет прямая трансляция происходящего. «Владимир Борисович, «Нафтогаз» – государственная компания? Государственная! Представитель государства в «Нафтогазе» – правительство? Правительство! Вы мне хотите сказать, что вы не управляете госкомпанией? Вы можете требование поставить вернуть 1,5 млрд премии? Вы хотите сказать, что правительство, власть, Президент, спецслужбы ничего не могут сделать, чтобы эти деньги с офшоров вернуть в Украину?», – не унимался Ляшко.

В тот же день депутатской корочкой сверкнул перед охранниками «Нафтогаза» Сергей Каплин, который, видимо, хотел лично пообщаться с Коболевым, но, преодолев КПП, не застал его на месте. На камеру стримеров кандидат в президенты много чего наболтал, приводя в пример «простых людей», которые едва сводят концы с концами, но получают счета с заоблачными ценами на газ. Поработав на камеру, спустя два часа Каплин ретировался, очевидно думая, что заработал дополнительные балы в рейтинге. 

Поставь галочку

В финале наших наблюдений призовем как минимум сделать выбор, за который мы будем в ответе. К сожалению, в списках нет того лидера, которому можно было бы без оглядки доверить руководить стратегическими процессами государства. Но это не должно стать поводом не посетить избирательный участок.