В начале 2011 года ситуация в добывающей отрасли выглядела исключительно неопределенной. После плачевных результатов 2010 года стала очевидной необходимость проведения глубоких реформ в отрасли, которые бы могли создать основу для нормальной работы компаний. В то же время необходимо было решить насущную проблему — остановить падение добычи. Правительством, Минэнергоугля и Минприроды были анонсированы многочисленные реформы, из которых воплотить в жизнь удалось лишь часть. Кроме того, на протяжении года произошли существенные изменения в отрасли. Так, некоторые компании сменили собственников, а в «Укрнафте» появился новый независимый руководитель. Также продолжилась тенденция усиления роли частных компаний: по итогам 2011 года на независимых добытчиков пришлось более 9% добычи нефти и конденсата, а также более 10% добычи газа. С учетом доли частных инвесторов в «Укрнафте» и доли совместных предприятий в «Укргаздобыче» реальная доля частных компаний превышает 15% всей добычи в Украине.



Нажали на газ

В целом преодолеть падение добычи удалось. В первую очередь необходимо отметить позитивную тенденцию в газодобыче. Так, ее объемы увеличились на 90 млн м3 (0,4%), при этом далеко не все компании могут похвастаться хорошими результатами. Например, госкомпании, входящие в структуру НАК «Нафтогаз Украины», снизили показатели более чем на 1%, хотя ситуация не однозначная. На этом фоне «выделяется» «Укрнафта», которая обвалила добычу на 10%. За последние пять лет компания снизила показатели по газу на треть: если в 2006 году «Укрнафта» добыла 3,3 млрд м3, то в 2011-м только 2,1 млрд м3.



Две другие госкомпании — «Укргаздобыча» и «Черноморнефтегаз» — увеличили добычу на 0,5%. В частности, «Укргаздобыча» летом ввела в работу новую ДКС на крупнейшем Шебелинском месторождении. Всего за 2010-2011 годы было запущено 10 ДКС на старых месторождениях, а также более полусотни новых газовых скважин. Все это дало возможность не только стабилизировать добычу, но и выйти в «плюс». Неплохой задел у компании и в геологоразведке. Так, в 2011 году было открыто сразу три новых газовых месторождения, уже через год-два здесь начнут добывать газ. Помимо сказанного «Укргаздобыча» при активном участии собственного «УкрНДИгаза» в ближайшее время намерена прирастить добычу за счет внедрения новых технологий, например посредством применения азотных установок на четырех крупных месторождениях в Полтавской области, где сейчас используется технология сайклинг-процесса (после добычи газа с месторождения отбирается конденсат и осушенный газ закачивается обратно в пласты). Предлагается вместо газа в пласты закачивать азот, который будет производиться тут же, на месторождении, а осушенный газ компания сможет «зачислить» себе в добычу и направить потребителям. Уже разработан первый проект, который будет реализован до конца 2012 года.



Для «Черноморнефтегаза» прошлый год прошел неровно. Сперва добыча держалась на уровне прошлого года, но в третьем квартале показатели «просели», и только благодаря интенсификации разработки Архангельского месторождения в северо-западной части шельфа Черного моря и Стрелкового месторождения на шельфе Азовского моря к концу года удалось укрепить показатели. Напомним, в 2011 году для разработки Черноморского шельфа были приобретены две «нашумевшие» самоподъемные буровые установки (СПБУ). Не вдаваясь в подробности, можно утверждать, что эти покупки — одно из самых важных событий отрасли в прошлом году. По данным руководства НАК «Нафтогаз Украины», первая из СПБУ начнет бурение уже в апреле этого года. Первоначально установка будет эксплуатироваться на Субботинском месторождении, здесь в 2012-2013 годах планируется пробурить четыре эксплуатационных скважины, их дебит составит около 1000 т нефти в сутки. Через два года Субботинское месторождение станет крупнейшим по объемам добычи нефти в Украине и будет обеспечивать 10% общей добычи в стране. К 2020 году добыча на Субботинском месторождении может вырасти до 1 млн т, что составит 25% общеукраинской добычи.



Как неоднократно заявлялось, основные запасы углеводородов сосредоточены на шельфе Черного моря. Именно с этим связаны перспективы «Черноморнефтегаза», главным образом на мелководном шельфе. На сегодняшний день в Черном море на глубине до 120 м

выявлено 30 структур с общими ресурсами 372 млн т условного топлива.

Еще одна госкомпания — НАК «Надра Украины», подконтрольная Минприроды, в начале года сменила руководство. Вместо Эдуарда Ставицкого, который возглавил Государственную геологическую службу, у руля НАК стал Олег Проскуряков. Результаты работы по итогам прошедшего года оказались весьма посредственными: если добычу газа удалось сохранить на уровне 2010-го, то объемы добычи нефти упали в два раза. Тем не менее НАК «Надра Украины» сохранила потенциал — около трех десятков месторождений и участков, где можно развернуть геологоразведку и добычу.



Из новых «газовых проектов» прошлого года следует отметить подписание в сентябре нового договора о совместной добыче между Shell и «Укргаздобычей», который предполагает разведку и добычу глубокозалегающих пластов на шести лицензионных участках, принадлежащих «Укргаздобыче». Со своей стороны Shell обязуется предоставлять технологии и инвестиции. Первую скважину начнут бурить в 2012 году. Это первый и самый крупный из действующих договоров с «мейджерами».



В среде независимых добытчиков ситуация намного лучше. В 2011 году они увеличили добычу газа на 300 млн м3, или 18% (!). Впервые уровень добычи частников превысил 2 млрд м3, при этом практически все крупные компании показали хорошие результаты. Одним из главных стимулов увеличения добычи можно назвать высокие цены на газ для промпредприятий, которые к концу года достигли 3382 грн/тыс. м3 ($415) без учета НДС и других платежей.



В 2011 году активно обсуждались перспективы добычи в Украине нетрадиционного газа. Так, ТНК-ВР заявляла о планах добычи метана угольных шахт на Донбассе, ExxonMobil планировал начать разведку сланцевого газа во Львовской области, а Shell — на севере Донецкого региона. Все из перечисленных проектов так и остались нереализованными. Добытчики сетуют на отсутствие защиты инвестора, неопределенность законодательства и трудности в работе с местными властями. Это говорит о том, что Украина пока не готова предложить выгодные условия для прихода крупных иностранных инвесторов.



Нефть в осадке

В отличие от газа добыча нефти продолжает снижаться быстрыми темпами. В прошлом году было добыто всего 3,3 млн т жидких углеводородов, из них 2,4 млн т нефти и 0,9 млн т газового конденсата. В прошлом году замечено синхронное снижение добычи как нефти, так и конденсата. Крупнейший производитель нефти «Укрнафта» снизил добычу на 213 тыс. т (8,5%), до 2,27 млн т. Худший показатель за всю историю существования компании. «Укргаздобыча» и «Черноморнефтегаз» сократили добычу конденсата, но нарастили добычу нефти на 9,5 тыс. т (6%) и 100 т

(1%) соответственно.



Нефтяникам приходится работать на старых истощенных месторождениях при естественном снижении пластового давления, что ведет к необратимому падению добычи. Новые запасы нефти сосредоточены на шельфе Черного моря и пока остаются недоступными для добычи. Хотя, как уже было сказано выше, в 2012 году планируется начать разработку первого крупного месторождения на шельфе — Субботинского (лицензия у «Черноморнефтегаза»).



Определенный резерв увеличения добычи связан с внедрением вторичных процессов на старых месторождениях. В этом направлении активно работает СП «Полтавская газонефтяная компания» (ПГНК), которая осенью 2011 года завершила бурение очередной горизонтальной скважины. По словам собеседника НефтеРынка, благодаря новой скважине добыча нефти ПГНК может вырасти в два раза. Другой компанией, которая успешно практикует горизонтальное бурение, является «Галс-К», работающая совместно с «Укрнафтой».



Также среди крупных добытчиков нефти следует выделить «Укр­КарпатОйл ЛТД», которая увеличила добычу на 24 тыс. т (80%), до 54 тыс т. Однако такой «бурный рост» объясняется передачей в 2010 году двух десятков скважин Быткив-Бабченского месторождения (Ивано-Франковская область) от «Укрнафты» на баланс «УкрКарпатОйл». Реально же роста добычи на месторождении не произошло.







В калейдоскопе событий

В 2011 году продолжилась активная перегруппировка активов нефтегазовой отрасли. Если в госкомпаниях все оставалось более или менее стабильным (можно выделить разве что назначение в феврале руководителем «Укрнафты» Питера Ванхеке), то ситуация в частном секторе была более динамичной. Из позитивного отметим завершение эпопеи с Regal Petroleum, которую после упорной борьбы с «Гео-Альянсом» Виктора Пинчука приобрел «Смарт Холдинг» Вадима Новинского. С августа Regal возобновила добычу газа и конденсата, а к концу года практически вышла на показатели добычи уровня первой половины 2010 года. Сейчас компания планирует бурение двух новых скважин.



Также возобновило работу СП «Каштан петролеум» («Укрнафте» принадлежит 55%, шведско-канадской Shelton Petroleum — 45%), некогда крупнейший частный добытчик нефти в Украине. Предприятие работает на Леляковском месторождении в Черниговской области и сегодня добывает порядка 100 т нефти в день. В ноябре «Каштан петролеум» начал бурение новой скважины. Параллельно компания разрабатывает два месторождения в Крыму.

Возобновлена разработка Гуцуливского месторождения на Прикарпатье. Здесь работает компания «Надрагаз», правда, суточные объемы добычи здесь незначительные — чуть более 20-25 тыс. м3.



В сентябре 3P International Energy Corp. приобрела за $17 млн «Тисагаз» (Ужгородский район Закарпатской области), которому принадлежит четыре газовые лицензии: на Русско-Комаровском, Становском, Королевском газовых месторождениях и Ужгородском разведочном блоке. Все месторождения небольшие, среднесуточная добыча компании не превышает 10 тыс. м3. В ноябре компания привлекла более $5 млн на развитие своих украинских проектов.



Первой из крупных зарубежных нефтяных компаний в Украине появилась итальянская ENI. Причем итальянцы зашли сразу с двух сторон. Сначала в мае Антимонопольный комитет Украины разрешил Eni International купить у британской Cadogan Petroleum контрольные пакеты в уставных капиталах компаний Zagoryanska Petroleum BV и Pokrovskoe Petroleum BV. Позже, в июле, НАК «Нафтогаз Украины» и итальянская Eni S.р.A. подписали соглашение о сотрудничестве с целью исследования геологических свойств недр Украины на суше и глубоководной части Черного моря.



Несмело в будущее

Работается добытчикам непросто, главные проблемы отрасли остаются нерешенными. Первое — растущая налоговая нагрузка при снижающейся добыче. Согласно бюджету-2012, рентные платежи за добычу нефти, газа и конденсата составят 13,8 млрд грн (!), плата за пользование недрами — 1,5 млрд грн, сбор за выдачу лицензий — 260 млн грн, и это не считая других налогов. У компаний попросту вымываются средства, которые могли бы быть направлены на геологоразведку, добычу и т.д. Сегодня инвестиции в разведку и добычу, по оценкам аналитиков IHS CERA (подробнее см. стр. 11), составляют около $1 млрд в год. Данный показатель в ближайшие годы надо увеличить в 10 раз, и сделать это можно быстро и эффективно за счет привлечения частных инвестиций, в первую очередь крупных нефтегазовых компаний.



Вторая важная проблема связана с отсутствием новых лицензионных участков. Государственная служба геологии и недр Украины смогла провести первый аукцион по продаже лицензий только в самом конце прошлого года, выставив всего три разрешения на нефтегазовые участки. По мнению участников рынка, сегодня для развития отрасли понадобится ежегодно продавать порядка 50 новых лицензий. 







Схожі публікаціЇ