Как и на бензиновом фронте, отечественная «дизельная» переработка увеличилась суммарно на 18,4%. По данным консалтинговой компании UPECO, благодаря импорту дополнительных объемов нефти из Казахстана производство дизельного топлива на Кременчугском НПЗ выросло на 18%, с 229 тыс. до 270 тыс. т. Напомним, что в марте завод полностью перешел на производство дизельного топлива стандарта Евро-5 (с содержанием серы 10 ppm).

Другой отечественный переработчик, Шебелинский ГПЗ «Укргаздобычи», также нарастил производство дизтоплива — на 22%, с 52,6 тыс. до 64,2 тыс. т. Отметим, что для дозагрузки своих мощностей ГПЗ тоже привлекал дополнительное казахстанское сырье. Кроме того, в «Укргаздобыче» к концу августа обещают начать выпуск ДТ Евро-4 серностью 50 ppm. Сейчас завод производит топливо с содержанием серы 1 200 ppm.

В свою очередь, импорт дизельного топлива в Украину в январе-июне 2016 года увеличился на 14,6%, с 1,98 млн до 2,27 млн т. Таким образом, с учетом импорта за шесть месяцев 2016 года баланс украинского рынка ДТ вырос почти на 15%, с 2,26 млн до 2,6 млн т.

Отметим, что значительная часть дизеля потребляется в промышленности и сельском хозяйстве. Таким образом, украинский промсектор, будучи основным потребителем дизтоплива, оживает после двухлетнего падения. Его главный локомотив — это аграрии, которые выступают ключевой движущей силой по части не только закупок нефтепродуктов, но и генерирования валютных вливаний в отечественную экономику. Кроме того, не стоит списывать со счетов и армию, которая фактически ведет военные действия на востоке страны и потребляет значительное количество ресурса. Помогала поставкам и стабилизация валютного курса.



Позиционная война
В общем наполнении рынка доля украинского дизтоплива составляет только 14,7%. Остальные 85,3% объемов приходятся на целый ряд иностранных НПЗ. Так, за указанный период в страну заходил ресурс из Беларуси, России, Литвы, Греции, Израиля, Польши, Венгрии, Румынии, Болгарии, Туркменистана и даже Индии. В целом Украина «запитывалась» дизтопливом с двух десятков НПЗ, включая отечественные.

В разрезе логистики более чем 86,7% импорта занимают поставки по железной дороге, на танкерные объемы приходится 9,8%, появившийся недавно трубный дизель Евро-5 вместе со слитым Евро-3 отвоевал почти 3% рынка, остальные 0,6% — это автомобильные поставки. Отметим, что в первом полугодии не было предложений дизтоплива, привезенного в Украину по реке.

Что касается поставщиков, бессменным лидером с долей в 65,3% является Беларусь, которая в январе-июне 2016 года еще больше увеличила поставки. Отметим, что в первой половине прошлого года белорусский ресурс стал тесниться с украинского рынка более дешевым российским (по сравнению с аналогичным периодом 2014 года в 2015-м доля ДТ из Беларуси сократилась на 17,7% — с 1,15 млн до 946 тыс. т). Однако после запрета на экспорт дизтоплива из России осенью 2015 года ситуация кардинально изменилась. За шесть месяцев этого года белорусы смогли не только отвоевать утраченные позиции, но и существенно прирасти в объемах, увеличив импорт на 56%, до 1,48 млн т.

Как и на бензиновом фронте, пальму первенства здесь уверенно удерживает Мозырский НПЗ, который экспортировал в Украину ни много ни мало 1,25 млн т, или около 55% всего импорта нефтепродуктов. В свою очередь Новополоцкий НПЗ («Нафтан») отправил в Украину около 227 тыс. т ДТ и стал вторым поставщиком ресурса в нашу страну.

Из-за запрета на экспорт топлива в Украину с октября 2015 года объемы дизеля из Российской Федерации обвалились наполовину, до 295 тыс. т (с учетом ТДЭ, поставляемого через Беларусь). Однако некоторые трейдеры все же нашли путь для обхода российских запретов и с конца 2015 года стали поставлять топливо в Украину через соседнюю Беларусь. Там российский дизель превращался в топливо дизельное экспортное (ТДЭ) с новым паспортом, где в графе «Страна происхождения» указывалась Республика Беларусь. Основными «экспортерами» такого продукта в Украину стали компании «Интерсервис» и «Энерго-Оил». Так, в первой половине 2016 года в адрес отечественных трейдеров они отгрузили около 66 тыс. т ТДЭ.

Более или менее стабильные поставки непосредственно от российских НПЗ начались только с марта 2016 года, когда Федеральная служба по техническому и экспортному контролю РФ смягчила требования к экспорту ДТ в Украину. Поступление ТДЭ существенно сократилось только в мае-июне этого года, когда отгрузки топлива напрямую из РФ либерализировались, а также произошли первые прокачки трубного ресурса. В такой паутине хитросплетений российско-белорусского экспорта найти заводы — производители дизельного топлива крайне трудно. Можно ограничиться лишь страной отправителем — Россией.

В последние месяцы внимание рынка было приковано к «трубе» как источнику более дешевого ресурса. Если до остановки в 2014 году нефтепровод качал Евро-3 из России, то с возвращением на рынок в 2016 году публике уже представили Евро-5.

Несомненно, с активизацией прокачек по нефтепродуктопроводу «ПрикарпатЗападтранса» доля России будет увеличиваться с каждым месяцем, что заставит коррелировать свое поведение и других производителей.

В случае если из-за противостояния с Россией по поставкам нефти белорусские НПЗ уменьшат переработку, трубный дизель может заместить часть «отпавших» объемов Мозырского НПЗ и «Нафтана».

Единственный вопрос, интересующий трейдеров, касается структуры собственности. Ведь пока не ясно, кто является конечным владельцем украинского участка трубопровода. У всех вызывает иронию информация об очередном «швейцарском акционере» в лице International Trading Partners AG, который в конце 2015 года приобрел этот актив. По всей вероятности, сейчас «на трубе сидят» структуры Proton Energy Нисана Моисеева.



Диверсификация продолжается
За первое полугодие в структуре импорта сократилась доля у концерна Orlen, который отгружал ДТ украинским контрагентам из Литвы (Мажейкяйский НПЗ) и Польши (Плоцкий НПЗ). Но если с поставками бензинов у компании в этом году случился провал, то отгрузки дизтоплива демонстрировали смешанную динамику и уменьшились лишь на 4,5%, до 235 тыс. т. Отметим, что в структуре поставщиков за отчетное полугодие произошли существенные изменения. Отвоеванные в прошлом году у литовцев позиции поляки сдали. В январе-июне 2016 года доля Плоцкого НПЗ сократилась более чем на 60%, с 124,8 тыс. до 49,7 тыс. т. В то время как Мажейкяйский НПЗ увеличил отгрузки в Украину на 48%, с 125 тыс. до 185 тыс. т.

Сокращение поставок из Польши связано в первую очередь с отказом ОККО от закупки топлива у Orlen и переориентацией компании на другие направления поставок, прежде всего на Беларусь. Добавим, что ОККО с развитой сетью АЗС на своей вотчине была одним из главных потребителей польских нефтепродуктов.

Нарастив присутствие в Украине на 23%, до 105 тыс. т, своеобразный рекорд установила Греция. Кроме возросших объемов за отчетный период украинский рынок потреблял дизельное топливо Евро-5 всех трех НПЗ, принадлежащих корпорации Hellenic Petroleum: Элефсинского, Thessaloniki и Aspropyrgos. Одними из основных «лоббистов» греческого разнообразия стали структуры «Континиума», которые оформляли топливо указанной тройки НПЗ.

На 2,8% выросли объемы у израильского дизтоплива с НПЗ Хайфы (завод входит в Bazan Group). Монополистами поставок данного ресурса в Украину являются структуры Proton Energy, которые выступают контрактодержателем товара при его заходе на таможенную территорию нашей страны. Главным покупателем ДТ из Израиля стал WOG.

Впрочем, по морю поступали не только нефтепродукты из средиземноморских стран, но и российское ДТ. Так, в марте-апреле в Николаев танкерами импортировалось около 11,4 тыс. т дизтоплива из Российской Федерации. В этом году в Украину вернулось и болгарское топливо, производства Lukoil Neftohim Burgas, которое в количестве около 13 тыс. т через Николаев, Южный и Из­ма­ил оформляли «Аль­янс Энер­го Трейд», «НП-Трей­динг», SOCAR, «Райз» и другие трейдеры.

С учетом болгарских отгрузок, фрагментарных российских, туркменских и других по морю в Украину зашло около 222 тыс. т, что на 5,4% меньше, нежели в первом полугодии 2015 года. Стоит отметить, что на Израиль и Грецию приходится почти 80% объемов ДТ, приходившего в танкерах.

Подкорректировал импорт «Приват», который за счет увеличения переработки на Кременчугском НПЗ, как и в ситуации с бензинами, отказался от импорта дизельного топлива через одесскую перевалку. Напомним, в первом полугодии 2015 года в адрес «приватовских» компаний зашло около 44 тыс. т российского танкерного дизельного топлива.

За шесть месяцев 2016 года стабильно низкие показатели демонстрирует Румыния, которая экспортировала в Украину около 19,3 тыс. т ДТ в основном в вагонах-цистернах. Идентично ситуации с бензинами, вместо НПЗ Retromidia (Rompertol), главным поставщиком ресурса является НПЗ Petrotel (НК «Лукойл»), а потребителем — «Амик». Так, в январе-июне этого года «Лукойл» продал компании «Амик Украина» 16,5 тыс. т дизтоплива со своего завода, расположенного в Плоешти.

На диверсифицированном рынке в первом полугодии не обошлось и без диковинок. Например, в начале июня потребители увидели индийское дизельное топливо, которое импортировала компания «Элемент». Кроме того, в том же месяце в Запорожье, на мощности терминала госрезерва «Зирка», стало поступать топливо Евро-5 из Туркменистана, контрактодержателем которого выступает Skywalk Trading. Таким образом, был восстановлен маршрут поставок нефтепродуктов производства Туркменбашинского НПЗ по Волго-Донскому каналу благодаря конъюнктуре азиатского и европейского рынков.



Мы не можем обойти и тему контрабандных поставок дизельного топлива по морю, которые, несмотря на заявления налоговиков о ликвидации каналов, продолжают осуществляться. Так, по данным консалтинговой компании UPECO, во всем известных портах Очакова, Килии, Измаила, Николаева трейдеры и далее успешно торгуют «контрабасом» отовсюду. Поэтому можно предположить, что реальное количество дизтоплива, которое заходит в танкерах в Украину, больше, чем указанные 222 тыс. т.

Лидеры и новички
Как и в прошлом году, лидерами дизельного импорта остаются «БНК-Украина», WOG, ОККО, Западная нефтегазовая компания. Однако при сопоставлении объемов следует учитывать тот факт, что белорусский ресурс в адрес большинства компаний импортирует «БНК-Украина», которая перевалила через границу около 742 тыс. т, или 32,7% всех импортных объемов. Как и с бензинами, главными получателями белорусского дизеля от БНК выступили ОККО и WOG, кроме того, трейдеры проводили и самостоятельное оформление значительных объемов. В целом главные игроки ретейла продолжают оставаться крупнейшими импортерами ДТ. В первой половине 2016 года на двоих они получили 1 млн т импортного цетанового ресурса.

Помимо WOG и ОККО в пятерке лидеров закрепилась и ЗНГК, поставки у которой в отчетном периоде выросли на 24%, до 154 тыс. т.
В первой половине 2016 года серьезный рывок вперед совершила тройка «Альянсов». Так, «Альянс Ойл Украина» в разы нарастил поставки, увеличив свое присутствие с 12 тыс. до 93 тыс. т. В свою очередь на 70%, до 61 тыс. т, прирос объемами «Альянс Энерго Трейд». Стоит добавить, что с 2016 года компания активно осваивает танкерные поставки. В спину им дышит и «Альянс Оил Трейдинг», который совершил еще более динамичный скачок — с 4 тыс. до 51 тыс. т дизтоплива. В конце весны трейдер начал осваивать новые базисы и закрепляться в Западной Украине.

Существенный рост наблюдался у компании «Элемент Нафта» и ряда связанных с ней трейдеров. На пару они оформили около 70 тыс. т дизельного топлива.

Кроме того, до 30 тыс. т выросли самостоятельные поставки у «Амик Украина». Несмотря на всеобщий тренд «мозыризации», в «Амике» не сильно любят белорусов. На отгрузки с Мозырского и Новполоцкого НПЗ пришлось всего 2,7 тыс. т. Зато ретейлер тянется к «Лукойлу». В январе-июне 2016 года компания на 90% была запитана «лукойловским» дизельным топливом, которое производилось на НПЗ Petrotel в Румынии и Волгоградском НПЗ в России.

Питаться, в принципе, можно чем угодно, как говорится, было бы что продавать. Но «Амик» пока проигрывает по всем фронтам — остановилась оптовая продажа, которую не смог запустить пришедший в компанию бывший «орленовец» Игорь Майстренко, хромает и розничная реализация. А после отказа от скидок по средам вряд ли стоит ожидать притока покупателей.

Отметим присутствие в импорте конечных потребителей ресурса. В 2016 году рынок увидел нового игрока — агропромхолдинг «Астарта», который через ряд своих компаний для собственных нужд оформил около 4,5 тыс т белорусского и российского ДТ. Кроме того, импорт продолжали агрохолдинги «Нибулон», «Райз», а также промышленники, например Ferrexpo.

В целом основная масса импортеров также увеличила поставки, другие же демонстрировали стабильную динамику на уровне прошлого года.

Недосчитались
Одной из главных потерь полугодия стал уход с рынка «Интергала», который в предыдущие годы импортировал около 150–200 тыс. т нефтепродуктов. С марта 2016 года компания, которую связывали с нардепом Владимиром Зубиком, свернула свою деятельность, а ее менеджмент в основном ушел на усиление «Альянс Энерго Трейда». Поговаривают, что собственники приняли решение перенаправить инвестиции с топливного бизнеса на другие направления (в первую очередь в строительную сферу, где операционную деятельность ведет компания «Интергал-Буд»).

Кроме того, с дистанции сошли и компании «Роснефти», которые в первой половине 2015 года оформили около 60 тыс. т ДТ. В cвою очередь новые собственники в лице Proton Energy через аффилированные компании задокументировали в два раза меньше — 36,4 тыс. т, из которых 70% приходится на танкерные поставки. Впрочем, участники рынка отмечают, что «протоновские» объемы могут быть и больше, поскольку в прошлом году связанные с новым игроком импортеры были заподозрены в контрабанде.

Таким образом, динамика роста, которую продемонстрировал сектор дизтоплива, дает все основания предполагать, что во второй половине 2016 года на рынке продолжится активизация и дальнейший рост объемов и продаж. Впрочем, некоторые трейдеры отмечают, что в указанный период постоянно ощущался профицит ресурса и топливо потреблялось не очень активно. 

 

 

Схожі публікаціЇ