Александр Сиренко










Слишком много событий пережила Украина за короткий период. После аннексии Крыма и неформальной поддержки боевых действий на Донбассе «дружественный» сосед выходит с «подкупающим новизной» предложением – продать за дорого газ. Даже если сильно ослабленная экономика Украины потянула бы цену около $500 за 1 тыс. м3, то платить дороже, чем европейцы, а тем более после событий в южных и восточных областях, новому украинскому правительству явно не с руки. После раунда переговоров и неформальных встреч в киевских отелях в минувший уикенд глава «Газпрома» Алексей Миллер покинул украинскую столицу без подтверждения оплаты по накопившимся долгам и без перспектив сотрудничества с Украиной на прежних условиях. Затем взаимное обвинения, отключение подачи российского газа, соревнование в скорости подачи исков в суд и теракт на газопроводе. Теперь пауза в отношениях и усердная работа над ошибками.



После всего пережитого в Кабмине, пожалуй, впервые за историю Украины делает первые реальные шаги к энергонезависимости, которую срочно нужно пересмотреть и актуализировать. Даже если в стране идет война. Но важных моментов правительство настойчиво не хочет замечать: находясь в поисках новых поставщиков, чиновники не делают шагов навстречу развитию собственной добычи.



Игра на трубе

Главной реформой энергетики, по мнению украинского правительства, должно стать создание новой структуры по управлению украинской газотранспортной системой (ГТС). Как заявил Арсений Яценюк, выступая 18 июня в Верховной Раде, правительство планирует создать компанию-оператора по управлению ГТС и компанию-оператора подземных хранилищ газа (ПГХ). Эти компании получат в управление на правах аренды ГТС и ПХГ. Планируется, что 51% доли компаний будет у государства, а 49% – у других участников. Правда, к участию в компании по управлению госактивами допустят только газотранспортные компании из стран ЕС, которые ратифицировали третий энергопакет. Кроме этого, к участию получат доступ компании из США, которые работают в Европе. По словам премьер-министра, такой шаг позволит привлечь инвестиции для модернизации газопроводов, то есть европейские компании будут заинтересованы в развитии ГТС. Более того, строительство газопровода «Южный поток» в обход Украины потеряет всякий смысл.









В Москве инициативы украинского правительства вызвали резкое непринятие, особенно слова Яценюка о необходимости остановки строительства «Южного потока». Министр энергетики РФ Александр Новак пожаловался, что Еврокомиссия заняла жесткую позицию по проектам, в которых принимает участие Россия (Opal, «Южный поток», «Ямал-Европа»). На некоторых участников проекта «Южный поток» оказывается давление, заявил министр. «Сегодня на некоторых партнеров по "Южному потоку" оказывается давление - их просят не участвовать в реализации проекта до решения спорных вопросов по эксплуатации газопровода. В частности, нашим болгарским коллегам пригрозили полным сворачиваем финансирования страны из средств еврофондов», - сказал Александр Новак.



Напомним, что «Газпром» долго и упорно пытался получить контроль над украинской ГТС. Причем россияне не соглашались на участие в консорциуме, который пытались создать в 2004-2006 годах, а требовали полный контроль над «трубой».









В условиях новой «газовой войны» сторонников уступок «Газпрому» в Украине становится все меньше, хотя обойтись без российского газа, без потерь украинская экономика не сможет.



Отрицательный баланс

Главный вопрос, который пытаются решить украинские власти, – как обойтись без российского газа. Баланс газового рынка Украины в текущем году демонстрирует резкое снижение потребления во всех категориях. Это связано как с общей стагнацией экономики, так и военными действиями в Луганской и Донецкой областях, которые являются одними из ключевых регионов потребления газа.



Позитивным фактором является рост собственной добычи газа. За пять месяцев с начала года добыча газа у частников выросла на 32%, правда, у госкомпаний снизилась на 2%.



По предварительным подсчетам, в текущем году потребление газа в Украине сократится до 45 млрд м3. Собственная добыча составит около 20 млрд м3, уже получено российского газа с начала года более 10 млрд м3 (в основном закачан в ПХГ). Также небольшое количество газа будет получено в реверсном режиме. Из Польши, Венгрии поставки уже идут, а из Словакии начнутся в сентябре. В рамках действующих мощностей газопроводов реверс из Европы составит порядка 5 млрд м3. Пока остается нерешенным вопрос о возможностях поставок газа из Словакии по резервному простаивающему газопроводу, мощность которого составляет 30 млрд м3, что смогло бы решить все проблемы поставок газа.



В существующей ситуации Украина вполне может обходиться без поставок российского газа вплоть до отопительного сезона, а при условии высокой температуры еще дольше.



Другой вопрос, что украинская ГТС обеспечивает транзит газа в Европу, и без наполнения подземных хранилищ обеспечивать транзит в зимнее время будет невозможно. Поэтому Еврокомиссия для защиты своих интересов играет активную роль в переговорном процессе между Киевом и Москвой.



Про добычу забыли

Еще одним важным нововведением «чрезвычайного состояния в энергетике» станет норма, по которой все газодобывающие компании, в том числе частные, будут вынуждены по необходимости отдавать газ НАК «Нафтогаз Украины» для закачки в ПХГ. Правда, по какой цене и как будут проводиться расчеты, не ясно.



Такой шаг правительства объясняется необходимостью обеспечивать потребителей газом. Но, следует заметить, что весь добытый в Украине газ потребляется внутри страны. Из 20 млрд м3 добываемого газа 17 млрд м3 приходится на дочерние компании «Нафтогаза» и только 3 млрд м3 на независимых добытчиков.



Действия правительства в отношении добывающих компаний носят дискриминационный характер и не будут способствовать развитию добычи. Более того, если будет задействована практика изъятия газа у собственников, можно ожидать резкое падение добычи. Никто не станет добывать газ, который нельзя продать, но за который надо платить налоги.



К сожалению, правительство за четыре месяца так ничего и сделало для нефтегазодобывающих компаний. Закупочные цены для госкомпаний остаются без изменений, для «Укргаздобычи» 349 грн (без ПДВ) за тыс. м3, а импортный газ продолжали покупать по цене 4 500 грн за тыс. м3. Минприроды так не смогло провести ни один конкурс по продаже специальных разрешений на нефтегазовые участки.



Собственная добыча могла бы стать ключевым фактором в замене импортного газа, но, похоже, в правительстве так не считают и продолжают искать газ всюду, только не в Украине. Замкнутый круг: даже перестав покупать газ непосредственно у «Газпрома», Украина продолжает покупать его у европейских компаний, которые покупают его у России. В то время когда украинские газовики ищут инвестиции, деньги украинских потребителей продолжают утекать через Европу в Россию, на развитие «Газпрома».
Схожі публікаціЇ