Основным лейтмотивом IP Week стало обсуждение экологии, снижения выбросов СО2, растущей роли возобновляемых источников энергии и развитие LNG. Об этом говорили все спикеры на конференции, в том числе представители крупнейших нефтяных компаний: BP, Total, Equinor, Eni, ExxonMobil и др. Значительное внимание уделялось углублению сотрудничества мирового сообщества в рамках Парижских климатических соглашений.

Вместе с Energy Institute в рамках IP Week мероприятия проводили другие агентства и консалтинговые компании, среди которых выделялись Platt’s London Oil and Energy Forum и Argus Crude and Products Forum.

 

Из года в год весомым событием лондонской недели энергетики является презентация BP. В этот раз прогноз развития отрасли до 2040 года представила Анн-Софи Корбо, глава газового аналитического подразделения компании. В BP рассказали о четырех сценариях – от наименее «экологического», с растущей долей нефти и угля, до переформатирования под возобновляемые источники энергии. Основной посыл крупнейшей мировой компании можно сформировать так: «Больше энергии, меньше выбросов СО2». По прогнозам BP, к 2040 году население планеты увеличится на 9,2 млрд человек, а спрос на энергию – на треть. Основными регионами потребления станут Китай и Индия, а также страны Азиатско-Тихоокеанского региона, где ВВП на душу населения будет наиболее активно расти.

Примечательно, что во время доклада француженки из BP на входе в Intercontinental в центре Лондона группа молодых прилично одетых людей провела маленький, но шумный митинг, выражая протест против изменения климата в связи с развитием энергетического сектора. Два часа протеста закончились арестом активных участников, не помешав расписанию конференции.

Upstream-downstream

Несмотря на заявления о растущей роли возобновляемых источников, по мнению выступающих, к 2050 году нефть будет занимать ключевые позиции. Мейджоры рынка отмечают, что после 2050 года производство топлива продолжится, однако делать это намерены с минимальной долей вредных выбросов. И речь не только об увеличении выпуска нефтехимии. Одним из продуктов, который в будущем может стать основным на НПЗ, называют водород.

На ближайшую перспективу на конференции обсудили снижение добычи нефти в рамках соглашений ОПЕК+. Ожидается, что в первой половине 2019 года добыча стран, заключивших договор, снизится еще на 1,8 млн барр./сут. Несмотря на усилия ОПЕК+ по стабилизации нефтяных цен, США продолжают наращивать добычу и экспорт. В связи с увеличенными поставками из США, ценовое агентство Argus 15 февраля запустило новую котировку для европейского рынка нефти – New North Sea Dated. В компании рассказали, что вместе с североморскими сортами Brent, Forites, Oseberg, Ekofisk и Troll (BFOET) в котировочную корзину добавили другие сорта, которые импортируются в Европу, в частности: US WTI, Algerian Saharan Blend, Azeri BTC Blend, Nigerian Bonny Light, Escravos и Qua Iboe. Стоимость импортируемых сортов будет приведена к ценам в регионе Роттердама.

В Argus добавляют, что в связи со снижением добычи в Северном море, объемы импортируемой нефти на хаб Роттердам с каждым годом увеличиваются, поэтому европейский рынок нуждается в новом индикативе. «Ожидается, что поставки американской нефти сорта WTI в Европу (сейчас около 900 тыс. барр./сут.) превзойдут совокупную добычу всех сортов BFOET в Северном море (910 тыс. барр./сут.)», – отмечают в Argus.

На IP Week поднимался вопрос маржи переработки и ценообразования на продукцию. Все с ностальгией вспоминали золотое време downstream до кризиса 2008 года. Изменение в соотношении потребления дизтоплива и бензина стало одним из вызовов для европейских переработчиков. Со второй половины 2018 года на европейском рынке нефтепродуктов фиксируется увеличение спреда между ценой на бензин и ДТ. В Argus сообщили, что в Европе наблюдается профицит бензина, что влияет на ценообразование на основных хабах. Спрос на ДТ стабильно высокий, что толкает цены вверх, даже несмотря на последствия «дизельгейта». Основным потребителем избыточных объемов бензина из Европы является Африка. В Platt’s также подтвердили, что маржа на ДТ и керосин ушла вверх, оставив бензин позади. Участники рынка отмечают, что такое соотношение между бензином и дизельным топливом может стать постоянным. На конференции эксперты акцентировали внимание на растущей роли так называемых «супер-НПЗ», которые за счет объемов более конкурентные на рынке. Основная база для супер-НПЗ – Азиатско-Тихоокеанский регион.

Меньше серы

Одним из факторов, повлиявшим на ценовой разлет между бензином и дизельным топливом, является IMO 2020. С 1 января 2020 года Международная морская организация (IMO) введет в действие новый регламент, который ограничивает содержание серы в судовом топливе на уровне 0,5%. Украина практически не представлена на рынке бункеровки, однако вступление IMO 2020 в силу кардинально изменит общемировой топливный рынок, и Украина также должна быть к этому готова. В следующем году основным источником получения малосернистых бункеровочных топлив станет блендинг с растущей долей дистиллятов, а также установка скрубберов, очищающих сернистые нефтепродукты.

В Platt’s отмечают, что после перехода на стандарт IMO 2020 спрос на газойль увеличиться до 2 млн барр./сут., а на сернистое бункеровочное топливо снизится с 3,6 млн барр. до 633 тыс. барр./сут. В связи с этим прогнозируется подорожание нефти и дизельного топлива и, как результат, рост цен на фрахт судов и удорожание всей логистической цепочки.

По прогнозам International Bunker Association (IBIA), в 2020 году потребление бункеровочного топлива составит 320 млн т. 233 млн т придется на топливо с содержанием серы от 0,1–0,5%, 39 млн т – на топливо с серой до 0,1%, 39 млн т составит очищенное на скрубберах сернистое топливо, а 12 млн т потребления перейдет на LNG. Нововведения международной морской организации повлияют и на глобальное состояние нефтепереработки, особенно на те НПЗ, которые не успели модернизировать свои мощности и снизить выпуск темных нефтепродуктов с повышенным содержанием серы.

В нашем регионе изменения прежде всего коснутся основных производителей – Россию и Беларусь, где производство сернистого мазута (1,0–3,5% и более) суммарно составляет около 50 млн т. «Проблемный» в плане сбыта продукт существенно повлияет на маржу нефтепереработки. Агентство OPIS – подразделение глобальной IHS Markit – называет IMO 2020 главным событием на рынке за последние 40 лет.

Новый виток LNG  

Во время практически всех мероприятий в рамках IP Week выделялась растущая роль LNG в энергетическом балансе. В Platt’s заговорили о создании Североевропейского бенчмарка, который бы стал аналогом Brent на рынке сжиженного газа. По прогнозам BP, к 2040 году производство LNG в мире вырастет до 900 млрд м3 с 400 млрд м3 в 2017 году. К 2040 году на США и Катар придется 40% всего экспорта сжиженного природного газа, Азия продолжит оставаться главным импортером этого продукта (по данным FGE одна Япония в 2018 году импортировала около 60 млн т LNG).

Растущая доля LNG заметна уже сейчас, особенно в Европе, где цены на газ снизились до рекордных значений. Эксперты и участники рынка объясняют это началом конкуренции между поставками LNG из США и экспортом российского газа по трубе. Впрочем, Россию также выделяют в качестве ключевого производителя LNG. Сейчас на ее долю приходится около 5% производства. В РФ запущены два проекта – на Сахалине и Ямале. Третий проект «Балтийского СПГ» в Усть-Луге объемом 13 млн т в год «Газпром» и Shell планируют реализовать в середине 2020-х. О радужных перспективах российского СПГ странно было слышать от представителя Shell, который старался не упоминать санкции ЕС и США. Значительным толчком к развитию отрасли природного сжиженного газа может стать IMO 2020.

На конференции Energy Institute косвенно поднимался и вопрос Украины в части транзита российского газа в Европу. Во время обсуждений поставок газа из РФ участники панельных дискуссий сходились во мнениях, что, несмотря на строительство обводных газопроводов в Черном и Балтийском морях, Россия не откажется от украинской ГТС. Звучали даже самые смелые предположения, что в случае непродления «Газпромом» транзитного контракта его место может занять «Роснефть», которая уже давно добивается у российских властей допуска к экспортной трубе. По словам вице-президента по коммерции и логистике «Роснефти» Отабека Каримова, к 2022 году добыча природного газа у нефтяного монополиста вырастет до 100 млрд м3 в год.

В Лондоне внимание уделили диджитализации энергетической отрасли. В кулуарах IP Week стало известно, что британский стартап Vakt уже заключил сделки об использовании его блокчейн-платформы по сделкам с североморской нефтью. Vakt, созданная при поддержке BP, Shell, Total, а также трейдеров Gunvor и Mercuria, подписала контракты с еще четырьмя компаниями, названия которых пока не разглашаются.

Неотъемлемой частью лондонской энергетической недели стали неофициальные приемы Vitol, SOCAR, Maddox, Orlen, Glencore, MOL, SGS и др., которые являлись не менее интересными площадками для общения. В частности, на вечернике Orlen НефтеРынок поговорил с руководителем новосозданного дивизиона «Нефть» группы «Нафтогаз» – Николаем Гавриленко, который очертил планы новой организации, в управление которой, если планам НАКа не помешают выборы, перейдут много активов, включая Шебелинский ГПЗ.

А на рауте SOCAR НефтеРынок пообщался с главой компании Ровнагом Абдуллаевым, который по-отечески интересовался развитием украинского филиала. В целом НефтеРынок повстречал несколько десятков украинских и напрямую связанных с Украиной компаний, имеющих офисы в Женеве и Лондоне. Среди них – «ДТЭК Нефтегаз», WOG, «Укргаздобыча», Golden Gate, Skywalk Trading, LM-Trade, «СП Газ», «Газтрон», а также ключевых поставщиков – БНК, «Тенгизшевройл», Vitol, BB Energy, Maddox, Alkagesta, Coral Energy и других.

IP Week 2019 показал, что мировой рынок энергоносителей переформатируется, выводя на первое место экологию. К сожалению, Украина пока находится в стороне от глобальных трендов энергетики.