В Саудовской Аравии — стране, являющейся крупнейшим экспортером нефти в мире, — стало неспокойно. Массовые аресты бывших министров и членов королевской семьи состоялись поздно вечером в субботу, 4 ноября, спустя несколько часов после того, как король Саудовской Аравии Салман бен Абдул-Азиз сообщил о создании нового ведомства — комитета по борьбе с коррупцией. Комитет возглавляет его сын, наследный принц Мохаммед бин Салман. По информации Reuters, было арестовано 11 принцев, четыре действующих министра и несколько десятков бывших министров. Имена всех арестованных пока неизвестны. Однако сообщается, что в их числе оказались бывший министр финансов королевства, член правления крупнейшей в мире нефтяной компании по объемам добычи и запасов Saudi Aramco Ибрагим аль-Ассаф, а также миллиардер-инвестор Аль-Валид бин Талал — член королевской семьи и глава инвестиционной фирмы Kingdom Holding. Forbes оценивает состояние бин Талала в $18 млрд. Он владеет значительными долями в многочисленных компаниях, в том числе News Сorp, Citigroup, 21st Century Fox и Twitter. Согласно заявлению компании Kingdom Holding, она продолжает работать в обычном режиме.

Антикоррупционный комитет

Представители правительства Саудовской Аравии заверяют, что комитет по борьбе с коррупцией призван создать финансовую прозрачность в стране, что поможет привлечь инвесторов для реализации программы модернизации экономики Vision 2030, которую продвигает наследный принц Мохаммед бин Салман. Комитет будет бороться с коррупцией в духе верховенства закона и международных стандартов, сказал министр финансов Мохаммед аль-Джадаан. Генпрокурор страны заявил, что на период расследования за всеми арестованными сохраняются полные права на их собственность.

Между тем большинство западных экспертов склоняются к тому, что предпринятые шаги являются попыткой 32-летнего Мохаммеда бин Салмана, занимающего пост министра обороны королевства, сосредоточить больше власти в своих руках и избавиться от влиятельных конкурентов. Как известно, ранее престол в Саудовской Аравии передавался от брата к брату, однако действующий король Салман в 2015 году изменил традицию, назначив наследником одного из своих сыновей — Мохаммеда, который намерен реформировать страну и снизить зависимость ее экономики от нефтяных денег. В частности, недавно принц объявил о намерении построить суперсовременный курорт на берегу Красного моря. Он также выступил за то, чтобы упразднить полицию нравов, разрешить женщинам водить автомобили и находиться в общественных местах без сопровождения родственников. Эти права они получат уже в следующем году. Однако у смены способа престолонаследования и расширения прав женщин в консервативном саудовском обществе есть противники.

Кроме того, по данным The Wall Street Journal, у Мохаммеда бин Салмана и действующего правительства уже есть планы на активы арестованных, которые антикоррупционный комитет по завершении расследования имеет полномочия изъять в пользу государства. Сообщается, что правительство рассчитывает привлечь в казну до $800 млрд и пустить их на покрытие дефицита бюджета, который образовывается в последние годы — после того как цены на нефть обвалились с высоты более $100/барр.

Если состояния арестованных будут впоследствии конфискованы, это напугает иностранных инвесторов, которых наследный принц намерен привлечь в страну в рамках программы Vision 2030. Кто даст им гарантии, что их активы не будут конфискованы по такой же схеме? Помимо этого, успех программы Vision 2030 зависит от IPO Saudi Aramco, запланированного на вторую половину 2018 года. Принц Мохаммед ожидает, что размещение компании на одной из мировых бирж принесет стране около $100 млрд. Однако у экспертов все чаще возникают сомнения в том, что это произойдет.

А цены растут

Тем не менее в краткосрочной перспективе события в Саудовской Аравии могут принести королевству позитивный эффект. Хотя бы потому, что растущее напряжение на Ближнем Востоке уже привело к росту цен на нефть. В понедельник, после бурных выходных в Саудовской Аравии, котировки Brent выросли до $64/барр., а американской WTI — до $57/барр., самого высокого уровня за два с половиной года.

При этом из Северной Америки снова поступают новости, которые должны были бы привести к понижению цен. Так, запасы нефти в США выросли на 2,2 млн барр., до 457,14 млн барр., сообщила EIA в среду. По ее данным, объемы добычи нефти в стране выросли на 67 тыс. барр./сут., до 9,62 млн барр./сут. — самого высокого показателя за всю историю или как минимум с 1983 года, когда EIA начала отслеживать объемы добычи углеводородов в США. Предыдущий пик добычи приходился на июнь-июль 2015 года, когда она достигла 9,6 млн барр./сут. Это говорит о том, что трейдеры больше сосредоточились не на рыночных показателях, а на геополитических рисках.

Аравийский кризис

Однако ситуация на Ближнем Востоке действительно накаляется. Массовые аресты саудовских принцев не единственное экстраординарное событие, произошедшее в первые выходные ноября. В субботу, 4 ноября, находясь в столице Саудовской Аравии Эр-Рияде, неожиданно подал в отставку со своего поста премьер-министр Ливана Саад Харири (по данным СМИ, у него двойное гражданство — ливанское и саудовское), что привело к политическому кризису в стране. Похоже, что Харири мог действовать под давлением со стороны саудовских властей. Он не вернулся в Ливан и не появлялся на публике после того, как прочитал свое сообщение об уходе в отставку, в котором заявил, что опасался за собственную жизнь. Отец Саада также был премьер-министром Ливана и погиб в 2005 году в результате теракта. Согласно расследованию ООН, организаторами теракта были четверо членов «Хезболлы» и один иностранец, над которыми продолжается процесс в международном трибунале.

До отставки Саада Харири представители поддерживаемого Ираном движения «Хезболла» входили в коалиционное правительство Ливана. Президент Ливана Мишель Аун заявил местному телевидению, что страна намерена по дипломатическим каналам расследовать «загадочную отставку» Харири. По мере того как напряжение между Ираном и Саудовской Аравией — двумя региональными лидерами — нарастает, в противостояние между ними все больше втягиваются и другие страны Ближнего Востока.

Кроме того, сразу после выходных с территории Йемена по международному аэропорту Эр-Рияда была запущена баллистическая ракета, перехваченная саудовскими средствами ПВО. Как утверждают власти Саудовской Аравии, она была выпущена поддерживаемыми Ираном повстанцами-хуситами, восставшими против международно признанного правительства Йемена. В 2015 году коалиция арабских стран во главе с Саудовской Аравией начала военную операцию против повстанцев, которая продолжается до сих пор. В буквальном смысле на востоке сейчас жарко, а накал страстей, увы, отражается на стелах украинских заправок.