Дмитрий Сидоров






Валерия Гонтарева попробует себя

в роли нефтетрейдера
24 марта 2016 года Национальный банк Украины опубликовал перечень залогов неплатежеспособных банков, которые были предоставлены регулятору для получения кредитов рефинансирования. Список состоит из непосредственного имущества банка, которое попало в залог, а также его имущественных прав. Лопнувшие коммерческие банки предоставляли ведомству Валерии Гонтаревой как собственное имущество (например, недвижимость), так и права на требование от своих компаний-должников банковских кредитных средств. Проще говоря, банк-должник НБУ выдавал кредиты другим компаниям, которые, чтобы получить его деньги, предоставляли свое имущество в залог. В свою очередь банк для получения рефинансирования от НБУ предоставлял в качестве залога имущественные права на залоговые активы своих клиентов. Как сообщили НефтеРынку в Фонде гарантирования вкладов физлиц (ФГВФЛ), в залоговом пакете НБУ 20% составляет имущество и 80% — имущественные права. В итоге Нацбанк оказался владельцем или распорядителем громадного количества имущества или же прав требования выданных по нему кредитов. О величине этого пакета говорит лишь размер задолженности неплатежеспособных банков, который (по состоянию на 1.03.2016) составил 55,5 млрд грн.



Херсон может сменить владельца

Как выяснилось, в долговой поруке оказались и активы топливного рынка, например АЗС, АГНКС, нефтебаза, перевалка и нефтепродукты. Выделим наиболее лакомые из них. Например, в списки НБУ попал Херсонский нефтеперевалочный комплекс, часть которого расположена по адресу г. Херсон, ул. Чайковского, 236. Этот стратегический актив был в залоге «Реал Банка». Напомним, банк ассоциировали с деятельностью ВЕТЭК и Сергея Курченко. В ноябре 2013 года НБУ предоставил «Реал Банку» стабилизационный кредит на сумму 800 млн грн, поручителем этого займа выступил Всеукраинский промышленный союз (также структура Курченко).

Сегодня Херсонской перевалкой управляет профильное министерство Владимира Демчишина, а точнее Предприятие по обеспечению нефтепродуктами (ПОНП), находящееся в подчинении Минэнергоугля. ПОНП получило этот объект в оперативное управление по решению Приморского районного суда г. Одессы от 30.09.2014. По информации НефтеРынка, Фемида приняла решение под давлением представителей провластной партии «Народный фронт» (фигурировали фамилии Авакова, Пашинского, Турчинова, Чорновол), а управлять перевалкой стали менеджеры, связанные с бизнесом Сергея Тищенко. Пикантности этой истории придает также тот факт, что суд передал кроме терминала также арестованные по делу Курченко нефтепродукты, но после многих разбирательств они бесследно исчезли (менеджеры Тищенко-Пашинского, которые управляли на тот момент перевалкой, рассказывали, что топливо ушло на фронт). Позднее, когда министра Юрия Продана сменил Владимир Демчишин, кураторство ПОНПом было передано от НФ представителям БПП, а именно советнику министра Александру Загоруйко, который поспособствовал смене руководства на перевалке с лета 2015 года. Но суть пребывания ПОНПа на нефтеперевалочном комплексе от этого не изменилась: госпредприятие по-прежнему работает на терминале фактически на «птичьих правах», поскольку решение суда может смело оспорить любой другой потенциальный владелец или же выкупить его у Нацбанка, для которого Херсонская нефтегавань является непрофильным активом. Кроме того, финрегулятору нужно вернуть потраченные на рефинансирование деньги.



Добавим, что этот объект является альтернативой портам Большой Одессы, другим портам в Одесской области (например, в Южном, Килии, Измаиле или Рени) и Николаеву в сфере предоставления услуг по перевалке топлива с танкеров в ж/д цистерны или бензовозы. Херсонская нефтегавань обладает выгодным месторасположением с выходом ко многим южным и центральным регионам Украины. В 2016 году здесь переваливали свой ресурс «ВОГ Трейдинг», «Пеко Трейд», «Глуско Энерджи Украина» и «Восток». Перевалка принимала танкеры из Греции и Израиля. Как сообщил директор ПОНПа Аркадий Бородкин, за весь 2015 год через Херсон было импортировано 164 тыс. т светлых нефтепродуктов.



Розница на карандаше

Кроме перевалки в распоряжение ведомства Валерии Гонтаревой попали имущественные права банка «Форум», владельцем которого является Вадим Новинский. В числе активов этого банка стоит отметить имущественные права на более чем 40 АЗС, среди которых значительную часть (около 25 шт.) составили станции под брендом WOG. «Континиум», оформляя кредиты в «Форуме», закладывал АЗС во Львовской, Тернопольской, Ивано-Франковской, Запорожской, Киевской и других областях, включая некоторые станции, которые остались на территории оккупированного Крыма (на сегодня ими управляет на полуострове «Ритейл Юг»). В долговых списках оказалась и АЗС под брендом «Нафтогаз», многие другие станции в Крыму, западных регионах Украины, а также нефтебаза в Забуянье (Киевская область) объемом в 4,9 тыс. м3. В настоящее время на этой нефтебазе «сливается и хранится» компания «Бизнес Солюшен» (учредитель — Сергей Кунцевич, руководитель — Андрей Ленёв). Кроме того, в списках удалось обнаружить АЗС бывшего «Современника», отошедшие крымской «Компании Нефтетрейдинг», которую также связывают с бизнесом Сергея Курченко. По всей видимости, указанные крымские активы остались в качестве залога Нацбанка лишь формально — вряд ли НБУ, а вернее ФГВФЛ, смогут продать то, чем в реальности не распоряжаются.



Внимание: аукцион

Несмотря на всю привлекательность этих топливных активов, менеджеры НБУ заинтересованы в скорейшей их продаже и возврате денег, потраченных на рефинансирование коммерческих банков. Для этого имущество или имущественные права нужно продать на аукционе. Данную функцию должен будет выполнить ФГВФЛ. Как сообщили НефтеРынку в Фонде, сама процедура такой реализации довольно продолжительна: сначала нужно определить стоимость этого имущества или имущественных прав, провести инвентаризацию активов лопнувшего банка, разработать требования к претендентам, согласовать все вопросы с НБУ и только потом запускать процедуру проведения аукциона.



Отметим, что право выкупа имущественных прав имеют любые финансовые учреждения (например, банки). Таким образом, когда на торги будут выставлены имущественные права на АЗС или нефтебазу, теоретически любой банк (конечно, с хорошими финансовыми показателями) сможет принять в них участие и выкупить право требования кредитных денег с компании, бравшей кредит.



В «Континиуме», учитывая пикантность темы («Форум» не единственный банк, с которым у топливной компании сложились непростые отношения), воздержались от комментария по текущему списку, анонсировав развернутый ответ «при первой возможности». Пока видятся два пути развития для трейдера: либо погасить долги перед временной администрацией банка или ФГВФЛ (в НБУ нам подтвердили такую возможность) и не допустить выведения имущественных прав на аукцион, либо привлечь к участию в аукционе лояльные финструктуры (к примеру, Банк инвестиций и сбережений, который считается банком «Континиума»).



Не хотят потерять из-за проколовшихся банков свои активы и другие игроки. «Процедура стандартная, договариваемся с одним банком, чтобы они пошли на аукцион, если он, конечно, состоится, — рассказал один из трейдеров, чей актив также оказался в списке НБУ. — Правда, есть легкий мандраж, не перебьют ли лот с нашими заправками на торгах конкуренты, например «Приват».



Монополия СЕТАМа

Пара слов о самом аукционе. В ФГВФЛ сообщили НефтеРынку, что залоговые активы будут проданы с помощью государственной биржи СЕТАМ (Система электронных торгов арестованным имуществом). По информации НефтеРынка, такое решение было принято после того, как Валерия Гонтарева написала в Кабинет министров письмо о том, чтобы весь залог НБУ был продан через СЕТАМ. По словам источника в Кабмине, систему курирует близкий к премьеру министр юстиции Павел Петренко. Учитывая весомый список активов, можно предположить, что этими имущественными правами не прочь поторговать и некоторые другие из 37 бирж в Украине. Как минимум монопольное положение подведомственной структуры Минюста и длинная «экселевская простыня», размещенная на сайте НБУ, общей стоимостью в 55 млрд грн, должны привлечь внимание главы АМКУ Юрия Терентьева.