9 листопада, 2010, 12:11

На этой неделе ОАО “Международный аэропорт Шереметьево” (МАШ) должно объявить условия конкурса по продаже аэропортового топливно-заправочного комплекса (оператор по хранению и заправке авиакеросина). Вместе с долей аэропорта (69%) на продажу выставляются и принадлежащие “Аэрофлоту” акции ТЗК (31%). Как рассказал гендиректор МАШ Михаил Василенко, от продажи ТЗК планируется выручить более 1,5 млрд руб. По словам топ-менеджера, аэропорт хочет передать этот бизнес нефтекомпаниям. “Авиаперевозчики должны покупать топливо напрямую у нефтяников, которые могут предлагать его дешевле”,— считает руководитель Шереметьево. В “Аэрофлоте” продажу доли в ТЗК объясняют тем, что это непрофильный для компании актив.

Также в ближайшее время могут быть проданы ТЗК в аэропортах Краснодара, Сочи, Геленджика и Анапы (ими управляет “Базэл Аэро”). Как рассказали участники рынка, “Базэл” предложил нефтяникам купить подконтрольное ему ООО “Базовый авиатопливный оператор” (БАТО), куда входят ТЗК аэропортов холдинга. Источник в “Лукойл-аэро” говорит, что все нефтяные компании обсуждали возможность покупки этих активов, однако цена ТЗК показалась им завышенной. По данным одного из топливозаправщиков, за БАТО просят около $150 млн.

В “Базэле” отказались от комментариев, но источник, близкий к холдингу, подтвердил планы продажи ТЗК. Источник в “Базэл Аэро” добавил, что холдинг хочет сконцентрироваться на аэропортовом бизнесе — обслуживании самолетов и пассажиров. Собеседник уверен, что покупатель найдется. “Актив привлекателен: с нами работают 50 авиакомпаний, которые делают из южных аэропортов около 30 тыс. взлетов и посадок”,— поясняет он. В 2009 году аэропорты “Базэла” обслужили 3,478 млн пассажиров, прогноз на этот год — 4,524 млн пассажиров. МАШ в 2009 году обслужил 14,7 млн пассажиров.

Участники рынка полагают, что продажа ТЗК аэропортами продиктована текущей демонополизацией рынка, происходящей под давлением ФАС и ФСТ и снижающей маржинальность бизнеса. По словам совладельца красноярского ТЗК “Сибирь Авиа Сервис” Игоря Каталевского, прошлогоднее ужесточение требований ФАС по обеспечению недискриминационного доступа к ТЗК снизило рентабельность бизнеса на порядок. “Если раньше ТЗК в крупном аэропорту приносил около $20 млн чистой прибыли в год, то теперь он зарабатывает лишь $1-2 млн, чего едва хватает на развитие инфраструктуры”,— говорит он. Правда, это не мешает ценам на топливо для авиакомпаний расти.

Глава аналитической службы агентства “Авиапорт” Олег Пантелеев полагает, что Шереметьево решило избавиться от актива, так как не получало от него прежних объемов денег — большинство крупных авиакомпаний не покупает у ТЗК топливо, а только хранит в нем свое и пользуется услугами по заправке. “ТЗК “Базэла” требовали модернизации. Вероятно, компания не смогла проинвестировать в их развитие самостоятельно, но поняла, что в аэропортах нужно иметь нормальные комплексы”,— добавляет эксперт. По его словам, в итоге нынешних собственников ТЗК должны заменить вертикально интегрированные нефтяные компании. Но глава “Аэрофьюэлз Групп” Владимир Спиридонов возражает и считает, что “это приведет к локальному монополизму нефтекомпаний на рынке”. Он приводит в пример западный рынок, где нефтяники доставляют керосин до ворот аэропорта, а хранение и заправку обеспечивают специализированные компании. Это, по мнению эксперта, позволяет исключить возможность установления монопольных цен на керосин.
Джерело: "Коммерсант"