17 січня, 2020, 16:00

РФ и Беларусь продолжат переговоры по нефтяному вопросу, знакомый с ситуацией, по итогам встречи накануне в Москве исполняющего обязанности вице-премьера РФ Дмитрия Козака и белорусского вице-премьера Игоря Ляшенко.

На данный момент основной проблемой между сторонами в нефтяной сфере является отсутствие с 1 января контрактов на поставку нефти из РФ на НПЗ Беларусь, один из которых частично принадлежит двум российским нефтяным компаниям – «Роснефти» и «Газпром нефти».

По информации источников на нефтяном рынке, стороны так и не сумели разрешить разногласия по цене на сырье. Так, белорусская сторона добивалась отмены премии к цене беспошлинных поставок нефти в Белоруссию, мотивируя это удорожанием сырья в связи с реализацией в РФ налогового манёвра в нефтяной сфере. Российские же компании предлагали сохранить условия 2019 года, ведь, по данным «Белнефтехима», в настоящее время цена нефти из РФ для республики и так составляет 83% от мировой цены на нефть.

Российские чиновники настаивали на том, что вопрос цены российской нефти - коммерческий, и правительство не может в него вмешиваться, потому что отрасль работает по рыночным условиям, а цены на «чёрное золото» не регулируются.

Временным решением проблемы стало заключение контракта компаниями бизнесмена Михаила Гуцериева – «Русснефтью» и «Нефтисой» - на 133 тыс. т нефти для Новополоцкого НПЗ. Ожидается, что в ближайшее время небольшой объем сырья придёт и на Мозырский завод. Однако дальнейшие поставки по-прежнему остаются под вопросом, хотя в индикативном балансе двух стран указаны 23,5 млн т в 2020 году. При этом, по сообщению двух сторон, транзит нефти в Европу по нефтепроводу «Дружба» через Беларусь идет без ограничений.

Кроме того, Беларуст еще до конца года 2019 года планировала выработать совместно с РФ решение по вопросу компенсации потерь из-за весеннего форс-мажора на нефтепроводе «Дружба».

На фоне продолжающихся дискуссий белорусская сторона неоднократно пыталась поднять тарифы на транзит по МН "Дружба", а также в январе заявила о вводе «экологического» налога на предприятия, осуществляющие транзит нефти и нефтепродуктов по территории республики.