10 січня, 2020, 17:30

Военно-политическая эскалация на Ближнем Востоке может подорвать мировой рынок нефтехимии. Об этом сообщает ICIS Chemical Business.

Военные действия, ведущие к закрытию Ормузского пролива между Ираном и Саудовской Аравией, могут серьезно подорвать глобальную торговлю химикатами и нефтепродуктами, что может стать ударом для и без того хрупкой перерабатывающей экономики мира.

Убийство США генерала Касема Сулеймани, главы заморских сил иранской революционной гвардии 3 января 2020 года, угрожает дальнейшим обострением напряженности на Ближнем Востоке. Иран нанес ответный удар 8 января ракетными ударами по силам США в Ираке.

Ормузский пролив является важной транспортной артерией, связывающей ближневосточных экспортеров нефти и химикатов с остальным миром. Более 20% мировых нефтяных жидкостей и значительная часть химических веществ транспортируется через пролив.

По словам старшего консультанта ICIS в Азии Джона Ричардсона, цитирующего прогнозы базы данных ICIS Supply & Demand экспорт полиолефинов в 2020 году, что включает 4,1 млн т продукции из полиэтилена высокой плотности (HDPE) на Ближнем Востоке, должна быть экспортирована через пролив. Это составляет 38% от общего мирового чистого экспорта среди всех регионов, которые находятся в чистых экспортных позициях - где экспорт превышает импорт.

Риск предложения в линейном полиэтилене низкой плотности (LLDPE), который составляет 51% мирового чистого экспорта - 4,7 млн ​​т. ПЭ с низкой плотностью (ПЭНП) подвержены наибольшему риску: на экспорт с Ближнего Востока через пролив приходится 3,1 млн. т чистого экспорта, что составляет 68% от общемирового объема.

Другие важные продукты, которые в значительной степени подвержены нарушениям судоходства в Ормузском проливе, включают моноэтиленгликоль (МЭГ), этилен и метанол.

По сценарию тотальной войны пролив может полностью закрыться, что приведет к прекращению регионального экспорта химической продукции на длительный период. Меньший конфликт может привести к периодическим нарушениям движения через пролив.

Для рынков химических веществ, которые уже испытывают переизбыток, таких как полиолефины, изоцианаты и МЭГ, любой шок поставок с Ближнего Востока будет иметь меньшее влияние, поскольку в ответ могут быть увеличены мощности в других местах. Это произошло после нападения на нефтеперерабатывающий завод в Саудовской Аравии в сентябре 2019 года, которое привело к сокращению поставок сырья на региональные химические предприятия.

Повышение цен на нефть тормозит потребительские расходы, поэтому любое устойчивое повышение может повредить глобальному экономическому росту. Экономика переработки уже хрупкая, индексы менеджеров по закупкам находятся на отрицательной территории для США и Европы.

Деловые и потребительские настроения ухудшились в 2019 году, когда углубилась американо-китайская торговая война и замедлился рост в основных экономиках. Вероятно, это еще больше пострадает от любого ближневосточного конфликта.

Для Риан О'Коннор, ведущего аналитика, Market Demand Analytics, ICIS, основное влияние на нефтехимические продукты оказывает настроение.

«Сторона спроса остается очень слабой для промышленных товаров с высоким пессимизмом и низким уровнем инвестиций. Потенциал конфликта еще больше ослабит желание мировых инвесторов инвестировать. Более высокие цены на сырье уменьшат маржу, поскольку производители изо всех сил пытаются пройти через это. Любое повышение потребительских цен может смягчить конечный рыночный спрос в нестабильное время ».

По словам Ричардсона, маржа переменной стоимости этилена и полиэтилена для крекеров на основе нафты в северо-восточной Азии упала в течение 2019 года и в декабре достигла минус $ 90 / тонна, что является самым низким показателем с начала мониторинга ICIS в 2000 году. Более высокие цены на нефть будут сжимать их, в то время как спрос страдает из-за увеличения поставок США в регион.

Международный председатель eChem Пол Ходжес обеспокоен дополнительной неопределенностью, которую это развитие создаст для химической промышленности.

«Компании уже обеспокоены спадом рентабельности, вызванным замедлением мировой экономики, ростом протекционизма и относительно высокой стоимостью нефти», - сказал он. Риск теперь заключается в том, что беспокойство по поводу доступности приведет к периоду более высоких цен вызванные покупками паники, и что они не могут быть переданы конечным пользователям из-за снижения спроса».

Он считает, что любая угроза Ормузскому проливу почти наверняка ввергнет мировую экономику в явную рецессию, учитывая вероятное влияние на предложение и цены на рынке нефти.

Ввиду того, что конфликт вряд ли будет разрешен быстро, Ходжес настоятельно призывает руководителей сосредоточиться на планировании действий в чрезвычайных ситуациях, особенно когда Международный валютный фонд уже предупреждает, что мировая экономика находится в «неустойчивой» ситуации.